«Лагуна» Айвазяна: рассказываем историю владельца парка им. 60-летия Советской власти
Фото:news.myseldon.com
Читайте также:
- С больной головы на здоровую: в Самаре предлагают решить проблему «злостных» алиментщиков за счёт бюджета (16.02.2023 15:00)
- «До каких пор у нас будут уничтожать, а не сохранять?»: самарцы возмущаются вырубкой деревьев в сквере «Дубовый колок» (15.02.2023 15:55)
- Выбрали «рефери»: Самарский элеватор будет спасать Дмитрий Азаров (15.02.2023 13:45)
История с взысканием 2,4 млрд рублей убытков с мэрии Самары получает интересное развитие. По информации «Блокнот-Самара» часть территории парка им. 60-летия Советской власти, из-за которого и разгорелся скандал, в будущем планируют передать под освоение одной из четырех ведущих строительных компаний города. Обещанные миллиардные контракты предполагают создание в парке креативных пространств, прокладку велосипедных дорожек и установку арт-объектов. Мешает грандиозным планам ООО «Лагуна», заявившее о собственном проекте освоения спорной территории и теперь требующее у городских чиновников компенсацию из-за невозможности его реализовать. Фирма принадлежит семье влиятельного самарского бизнесмена из 90-х Беника Айвазяна. О нём – человеке, решившем вступить в схватку с местными чиновниками и реальными хозяевами города, и расскажет «Блокнот-Самара».
Бен Айвазян - чужого не возьмет и своего не отдаст. Фото:oboz.info
Наш герой родился в мае 1967-го года, и по меркам самарского бизнеса Беник Айвазян еще очень молод – ему всего 56 лет. Выжил в 90-х, разбогател в 2000-х. Умён, успешен, галантен, импозантен. Ценитель искусства. Со связями. Самое время творить великие дела. Одним из таких «дел» стал скандал вокруг проекта застройки высотками части территории парка 60-летия Советской власти. Формально участок лесопарка был снят с баланса государства в 1996 году. Однако при загадочных обстоятельствах на баланс города так и не попал. В списке парков МУП «Парки Самары» он длительное время не значился (передали только в 2019 году). Более того, в конце 90-х годов заметная часть от изначальных 150 га лесопарка ушла в частные руки, в том числе ООО "Лагуна" подконтрольное семье Айвазяна.
Периодически возникали какие-то идеи его застроить, их вяло отбивали. Однако, до открытого противостояния дело не доходило. Пока в 2018 году в Самаре не был инициирован процесс смены хозяев. Но «отнять» территорию у Айвазяна оказалось не так уж и просто.
Жители губернской столицы прекрасно знают место, где расположен скандальный парк (до 1977 года там был лес), но чаще всего даже не знают его название. Он занимает обширную территорию (150 га земли) в границах главной магистрали города Московского шоссе, ул. Ташкентская, Стара-Загора и Алма-Атинская.
"Лёгкие" города оказались дорогими. Фото: tvsamara.ru
С точки зрения застройщика – место идеальное. Вот и Бен Айвазян локацию оценил, и в конце 90-х, с позволения городских властей, «забрал» её себе. Одно из актуальных направлений семейного бизнеса нашего героя – как раз строительство жилья. Под застройку планировалось отдать часть территории вдоль Московского шоссе.
Очень детально его жизненный путь изучили журналисты еженедельника «Самарское обозрение», выпустившие 21 год назад заметку (№43, 2002 год, автор София Паркер) под заголовком «Замполит», где и раскрыли секреты успеха Бена Айвазяна. «Блокнот-Самара» приведет ее с некоторыми сокращениями.
Выходец из села Нордеван Цалкского района Грузии, говорят, в детстве сменил три школы. Он увлекался историей и литературой, а математику терпеть не мог. После школы отправился поступать в Ленинградское командное военно-политическое училище МВД СССР. Там не было математики. В училище готовили замполитов. Оно открывало возможности для карьерного роста и по партийной линии, что в советские времена многих привлекало как гарантия жизненного успеха. Из шестидесяти кандидатов на первый курс попали только девять. В их числе был Айвазян.
После училища Айвазян оказался в Самаре в одной из частей внутренних войск, расположенной на улице Вилоновской. Ему повезло, он попал в первую роту. Рота занималась устранением беспорядков на зонах, выставляла солдат в оцепления и считалась приближённой к начальству. Её офицеры не стояли на караульных вышках. Замполит Айвазян оказался не худшим офицером, а начальником у него был будущий культовый самарский предприниматель Владимир Захарченко, служивший замполитом бригады. Службе Айвазяна и Захарченко очень быстро пришёл конец. Оба покинули внутренние войска и отправились искать счастья в бизнесе.
В 1991 году на ул. Арцыбушевская было зарегистрировано малое предприятие «Базис», в 1993 году на Некрасовской - ИЧП «777». Портвейновые семёрки стали брэндом для бизнеса Айвазяна и украсили его автозаправки. 7 – число, как полагают, счастливое. Айвазяну в какой-то степени действительно везло. Некоторые его операции тех лет заставляют вспомнить известный по игре «Последний герой» рекламный слоган «остаться в живых».
История самарского бизнеса знает немало примеров роста фирм, в которых трудились и числились дети первых лиц силовых структур, их жёны и бабушки. В истории Бена Айвазяна люди в погонах сыграли особую роль. Симпатичный кавказец женился на дочери начальника УФСБ по Самарской области Смирнова. Дальнейшая история его бизнеса для людей понимающих может оказаться неинтересной. Для тех же, кто не до конца всё понял, можно продолжить рассказ и сообщить, что тесть г-на Айвазяна продолжил свою карьеру в ФСБ и перешёл работать в центральный аппарат в Москву, а в структурах оставшегося в Самаре предпринимателя работали бывшие сотрудники ведомства с улицы Степана Разина. Если вы предложите такую поддержку любому бизнесмену, он разрыдается от счастья. Плакал ли Бен Айвазян, не известно. Может, смеялся. Позже он с жаром говорил, что никакого отношения к бизнесу его тесть не имеет. И правда, какое тут отношение?
Чаще всего о бизнес-проектах Айвазяна общественность узнавала из газет, как и о проблемах, преследовавших бизнесмена. Как писал всё тот же еженедельник «Самарское обозрение», постепенно Айвазян растерял большую часть своих активов. Его последним крупным проектом было производство противопожарного оборудования – тольяттинский завод «Завпожмаш». Сейчас Айвазян сосредоточен в основном на строительном бизнесе (ООО «Интеграция») и девелопменте (порядка 1 млн кв. метров недвижимости).
Вернуть "приватизированную" часть парка пытались два губернатора и несколько мэров. Фото:arnfoto.ru
Спокойствие закончилось ровно в тот момент, когда новая команда, пришедшая к управлению Самарской областью в 2017 году, вдруг обратила внимание на лакомый кусок земли, который можно отобрать и отдать «нужным» людям. Но с наскока этого сделать не получилось. Оказалось, что «неизвестный» Айвазян хорошо известен в отдельных кабинетах власти, и судебные разбирательства по отъёму земли забуксовали.
В ответ чиновники постарались придать конфликту нужный им вектор: при поддержке подконтрольных СМИ заголосили о необходимости спасти парк от застройки, призывая общественность вмешаться в ситуацию.
Общественники рассказывают Елене Лапушкиной о планах развития парка. Мэр смотрит с интересом. Фото ВК аккаунт главы города
Чем закончится скандал, пока не понятно. Это Самара – тут случается всякое. Новости на Блoкнoт-Самара