Самара Суббота, 20 апреля
Экономика, 30.05.2023 08:00

Корабельных дел мастера: в Самаре строят суда для всей России

Самарская область – родина космических ракет, самолётов, двигателей и автомобилей. Однако список промышленных символов губернии требует корректировки. С недавних пор регион стал ещё и одним из центров российского судостроения, где могут заложить корабль любого класса и назначения – от пассажирского до танкера – способных ходить по российским рекам и морям. «Блокнот Самара» расскажет о ЗАО «Нефтефлот», где рождаются новые корабли, а также восстанавливают речные суда прошлого века. Наша редакция побывала на площадках судостроительного предприятия. И вместо тысячи слов перед вами, наши дорогие читатели, десятки захватывающих фотографий, на которых мы постарались передать атмосферу уникального места. Смотрим!

В детстве все мальчишки запускали бумажные кораблики в любом водоёме, будь то лужа после дождя или весенний звонкий ручей. С возрастом это проходит, но не у всех. Мальчики, став мужчинами, начинают строить корабли из железа, способные ходить по рекам и морям России. 

Развитие отечественного судостроения входит в число приоритетных направлений, заявленных Президентом РФ Владимиром Путиным и реализуется федеральным правительством.

ЗАО «Нефтефлот» располагается в черте города в затоне «Сухая Самарка», напротив острова Коровий, с выходом на реку Волга, по адресу ул. Белорусская 132. Основной вид деятельности - судостроение и судоремонт, причём ещё с советских времен. Правда тогда это была обычная ремонтно-эксплуатационная база крупнейшего волжского перевозчика «Волготанкер». Рядом с предприятием расположен сквер и памятник погибшим речникам. Место на Сухой Самарке известное. 

Современная история «Нефтефлота» началась с его выделения в отдельный бизнес и развития направления по строительству кораблей. Решение оказалось верным. Речные и морские суда сейчас крайне востребованы в России.

В Самарской области, где речные суда выпускали еще в 19-м веке, есть верфь, где строят новые пассажирские, грузовые и специализированные суда, и стоят корабли, чей возраст приближается к 100 годам. Их планируют восстановить. 

«Блокнот Самара» посетил производственную площадку ЗАО «Нефтефлот», где увидел процесс рождения кораблей. Масштабы впечатляют! Показывал и рассказывал главный инженер Иван Тарабин.

В представлении большинства людей судостроительное предприятие – это огромные корпуса цехов, корпуса и секции судов, нагромождение металла, искры от сварки и резки, снующие по территории рабочие, окалина, стружка и конечно грязь. Это же завод. Так вот – на самарском судостроительном предприятии всё иначе. 

Тут на территории непривычно чисто.

Металл разложен по сортам и маркам, который мощные краны разносят по производственным участкам. 

Рождение любого корабля – процесс не быстрый. Полный цикл занимает порядка одного года и начинается в цехах по раскройке, резке и гибке металла. 

Незадолго до визита журналистов «Блокнот Самара» в цехах установили новые лазерные станки, нарезающие сталь с точностью до микрон и любой формы. 

Главный инженер судостроительного завода Иван Тарабин с гордостью демонстрирует новенькое оборудование.

Параллельно с подготовкой элементов корпуса нового судна в цехах идет работа по ремонту и восстановления работающих кораблей. На фото вы видите станок по обработке валов, соединяющих двигатель с гребным винтом. 



Предварительно собранные секции и элементы корпуса собираются на свежем воздухе на специальных подставках. Например, таких как эти. 


На заднем плане стоят вполне современные пассажирские суда. «Устрашающий» внешний вид как из фильмов про апокалипсис – обычное дело для сборки на свежем воздухе. Корпуса будут приведены в надлежащий вид и станут выглядеть вот так. 

На финишной прямой готовый к эксплуатации корабль выглядит весьма эффектно.

Иван Тарабин рассказал о том, как решается вопрос с кадрами. Самара сильна авиа и ракетостроителями, а вот судостроение новое направление. 
Впрочем, размеры пассажирских судов впечатляют не так сильно, как могучие речные танкеры весом под две тысячи тонн и длиной как четыре девятиэтажных дома.

Только оказавшись под килем гиганта понимаешь его размеры.

Именно этот танкер на минувшей неделе готовили к спуску. 

В частности, вот на таких тележках, боком его должны были подвести к слипу для спуска.


Устройства для спуска танкера в затон выглядит вот так. Это одно из нескольких принимающих на себя вес судна.

Ряд тележек для перемещения корпуса судна имеют электрический привод, а отдельные подтягиваются к месту спуска при помощи стальных тросов толщиной 75 миллиметров. Корабль перемещается крайне медленно и осторожно.

Самарские корабелы не только строят новые суда, но и сохраняют историю речного флота губернии. Рядом с участком, где собирают современные корабли есть место, где стоит настоящая «история»: паровой речной буксир (именно с их появлением закончилась история бурлаков на Волге) и знакомый многим поколениям жителей столицы колесный пароход «Александр Полежаев».

Несмотря на совсем уж древний внешний вид, он был построен в начале 50-х годов прошлого года в Венгрии. В качестве двигателя использовался паровой, а топливом был мазут. К моменту его появления использование гребных колес в качестве движителя прекратилось, гребной винт победил, но не в Венгрии и не в послевоенном СССР. Корабль работал на пассажирских линиях в Сталинграде (ныне Волгоград), а потом отправился в Куйбышев. 


В начале 2000-х годов «Полежаев» стал на прикол и вообще принадлежал РЖД, организации крайне далекой от речных перевозок. Было много попыток сделать из парохода плавучую гостиницу для туристов. Но не срослось. А потом «Полежаев» исчез… Нашелся он уже на территории ЗАО «Нефтефлот», где его неторопливо реставрируют. И возможно, он когда-нибудь снова огласит басовитым гудком речные просторы.

Новости на Блoкнoт-Самара
самараблокнотречные судакораблиморские судаНефтефлотсудостроение
0
0