Самара Четверг, 21 ноября
Общество, 19.09.2021 15:46

Кабала на 15 лет: Самаре грозят огромные долги за трамваи

Кабала на 15 лет: Самаре грозят огромные долги за трамваи

Если часть трамвайной сети Самары достанется варягам, бюджет города может погрязнуть в долгах на 15 лет

В случае прихода в Самару федерального холдинга пассажирам придётся раскошелиться. Добавить за проезд в трамваях, и, возможно, оплатить издержки государственно-частного партнёрства. «Блокнот-Самара» рассказывает новые подробности.

Не так давно мы эксклюзивно сообщали, как компания миллиардера Дмитрия Пумпянского хочет войти на рынок пассажирских перевозок в Самаре. Подконтрольной олигарху структуре АО «Синара – Транспортные машины» (СТМ) не интересна вся трамвайная сеть областной столицы. Бизнесменов интересует только самое современное трамвайное депо (Северное) и наиболее прибыльные маршруты трамвая: №№ 5, 20, 20к, 22 и 24.

sinar4.jpg
Если СТМ в какой-то момент поймёт, что больших денег в Самаре на трамваях не заработать, то быстро выйдет из концессии

Именно такую концессию предложил СТМ Самаре. На убыточные, но социально важные маршруты уральские концессионеры смотрят с некоторой брезгливостью. Эти направления предлагается оставить на балансе МП городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ). То есть – содержать за счет бюджета города.

Напомним также, что концессионер планировал закупить новые вагоны для Северного трамвайного депо и отремонтировать рельсы на улицах, примыкающих к Ново-Садовой.

В случае провала бизнес-плана «свердловцев» СТМ сможет безболезненно для себя – пусть и с некоторыми издержками – уйти из Самары, оставив долги городскому бюджету и налогоплательщикам. Согласно одному из условий государственно-частного партнёрства (ГЧП), которое рассматривает холдинг «Синара» (управляющая компания СТМ), бюджет областной столицы будет обязан покрывать основные убытки, если у концессионера не получится извлечь прибыль из пассажирских перевозок.

sinar5.jpg
Самара за счёт налогоплательщиков будет выплачивать все долги, образованные по инициативе АО «Синара – Траспортные машины»

К слову, подчинённых Пумпянского не устраивает любая прибыль. Судя по опыту других городов России, где уже работает СТМ, у инвесторов из Екатеринбурга есть конкретный план по выручке. Где-то, как говорят, он составлен на полгода, а где-то и ежемесячно. Если запланированную выручку не удастся собрать в течение какого-то времени, концессионер может инициировать процесс своего выхода из ГЧП.

Источник «Блокнот-Самара» рассказал, что городской общественный транспорт обычно не способен зарабатывать деньги без бюджетных субсидий и компенсаций:

«Не буду приводить пример Москвы и Питера, там с точки зрения пассажирских перевозок другая вселенная. В прочих городах страны местный бюджет всегда компенсирует транспортникам отдельные издержки. Потому что общественные городские перевозки – это не просто бизнес, как его рассматривает СТМ. Это ещё и социальная нагрузка. Нельзя лишить возможности перемещения по городу неимущее население. А, значит, за них кто-то должен доплачивать. Бизнес, понятно, не хочет брать на себя такой «балласт».

sinar3.jpg
Трамвайно-троллейбусное управление Самары и городской департамент транспорта фактически не имеют влияния на ситуацию

Наш собеседник добавил и другую важную деталь:

«Если не брать в расчёт Екатеринбург и Челябинск – домашние регионы СТМ, где они имеют существенное влияние на местную политику и экономику – то пока «вляпался» Таганрог в Ростовской области. Буквально на днях холдинг запустил там новые вагоны и начал модернизировать всю трамвайную сеть. Всё очень красиво, даже ненадолго сделали бесплатный проезд для пассажиров. Красивый имиджевый ход. Но Таганрог не мог не влезть в эту кабалу. Выбор у местных властей был простой. Либо ликвидировать трамвайную сеть вообще, она там была в ужасном состоянии, либо соглашаться на условия «Синары». Если бы они не пошли на поводу у СТМ, то максимум через год-два в этом южном городе в качестве основного вида общественного транспорта остались бы только маршрутки».

Самара же в плане прибыли, желаемой «Синарой», ничем не отличается. «Блокнот-Самара» выяснил, за счёт чего концессионер планирует получать выгоду.

Во-первых, повторимся, уральцам интересны только наиболее загруженные трамвайные маршруты.

Во-вторых, самарцам грозит повышение платы за проезд в трамваях.

«Понятно, что тариф утверждает администрация города. И по закону перевозчик обязан обосновать этот тариф, а регулирующий орган должен определить, разумны ли аргументы оператора. Если бы на повышение тарифа замахнулся какой-нибудь индивидуальный предприниматель с двумя-тремя маршрутами, то его легко могли завернуть. На крупный холдинг СТМ будут смотреть иначе. И его обоснование повышения цены проезда скорее всего примут. Скажу так: испугаются не принять», – уточнил наш источник.

В-третьих, оплата проезда будет только электронным способом. Все пассажиры с наличными средствами – на выход.

«Это даже хорошо, так и должно быть. Чтобы «левый» оборот налички не размазывался между водителями и кондукторами. Но есть момент. Людям не оставляют выбора. Не все берут с собой электронные проездные или банковские карты. Особенно пожилые люди. У кого-то вообще нет никакой карты. Забыл карту, вышел из дома, чтобы уехать на работу – и привет», – выразил мнение инсайдер «Блокнот-Самара».

sinar2.jpg
Повышение цены проезда, предложенное концессионером, власти Самары скорее всего примут

Разным городам СТМ предлагает разные варианты концессии по электротранспорту. Где-то в договоре прописывается срок окупаемости проекта «Синары» в 25 лет. В случае Самары эксперты полагают, что период окупаемости будет ниже – около 15 лет. Однако и это немалый срок. За это время однозначно сменятся и городские, и областные власти. А город в лице администрации Самары, как юридического субъекта, никуда не исчезнет. И если СТМ в какой-то момент поймёт, что больших денег на самарских трамваях не заработать, то быстро выйдет из концессии. И Самара за счёт налогоплательщиков будет выплачивать все долги, образованные по инициативе АО «Синара – Траспортные машины».

Добавим, что пока никакого официального решения о сотрудничестве с «Синарой» не принято. Ранее мы сообщали, что ТТУ и городской департамент транспорта фактически не имеют влияния на ситуацию. Последнюю точку в истории – отказать или нет – вскоре поставит правительство Самарской области. Новости на Блoкнoт-Самара
  Тема: Самарский транспорт  
СамаратрамваитранспортСинарадолгиповышение цены проездаДмитрий Пумпянский
2
0