Рассказываем, как миллиардер Пумпянский хочет забрать трамвайные маршруты Самары
АО «Синара – Транспортные машины» контролирует Дмитрий Пумпянский. Бизнесмен занимает 62-е место в российском рейтинге Forbes
Источник «Блокнот-Самара» утверждает, что на рынок пассажирских перевозок Самары пытается зайти крупный игрок: АО «Синара – Транспортные машины» (СТМ) - коммерческая структура с головным офисом в Екатеринбурге. Это одно из главных подразделений федерального холдинга «Синара», чей бизнес максимально многопрофилен: от производства железнодорожного транспорта до оказания финансовых услуг, строительства, покупки и продажи недвижимости. Группу контролирует бизнесмен Дмитрий Пумпянский, который занимает 62-е место в российском рейтинге Forbes.
Структурам олигарха интересны только самые прибыльные направления и современное трамвайное депо. Убыточные, но социально значимые маршруты коммерсанту вряд ли нужны - их будут и дальше «тянуть» за счёт города. Есть и другие подводные камни, связанные с появлением команды Пумпянского в Самаре.
Инсайдеры рассказали "Блокнот-Самара", что из-за этой сделки бюджет областной столицы скорее потеряет, а не получит дополнительные доходы. По всей видимости, самарцам навязывают кабальные условия сотрудничества.
С недавних пор в сферу интересов СТМ вошёл городской общественный транспорт. Пумпянский уж забрал под себя трамвайные системы в отдельных городах России. СТМ предлагает местным властям несколько схем сотрудничества. Однако каждая концессия или другая форма государственно-частного партнерства (ГЧП) предполагает максимальную выгоду для холдинга, а муниципалитетам – сомнительные перспективы.
СТМ готов забрать в концессию Северное трамвайное депо
«Работать ради выгоды – это нормально для бизнеса. Взять и посмотреть яркую презентацию любой концессии, продвигаемой СТМ, так там всё в шоколаде. И бизнесмены, и городской бюджет, и пассажиры. Красиво и современно. Как превратить убогий провинциальный трамвай в транспорт будущего. Но стоит только почитать проект соглашения внимательно, то видно: если концессия «не взлетит», то есть не будет запланированной прибыли, – а там прям ежемесячный план, – крайним останется муниципалитет, а СТМ помашет платочком и уйдёт. Городскому бюджету же придется до конца выполнять большие финансовые обязательства перед кредиторами и нести возможные убытки», – поделился наблюдениями источник "Блокнот-Самара".
По словам собеседника, города России, принявшие предложение СТМ, за небольшим исключением делятся на два типа. Первые – города с умирающей системой электротранспорта. Например, Таганрог, где трамвайная система в тяжелейшем состоянии и нет другого способа поднять её с колен. Там на "дружбу" с Пумпянским соглашаются от безысходности.
Представителям «Синары» интересны самые прибыльные трамвайные маршруты: №№ 5, 20, 20к, 22 и 24
Вторые – города, где группа «Синара» исторически имеет сильное влияние на региональные и местные власти, бизнес-элиты и общую экономику региона. Например, обе столицы Южного и Среднего Урала: Челябинск и родной для СТМ Екатеринбург. И, как говорят, везде, независимо от влияния, уральские концессионеры сначала в закрытом режиме посещали кабинеты высокопоставленных чиновников, а уже после, не боясь никакого сопротивления, брали в эксплуатацию системы общественного транспорта.
«Самара не относится ни к первому типу, ни ко второму, – уточнил источник «Блокнот-Самара», – поэтому и сопротивление здесь сильнее. Всё это пока происходит непублично, есть устные просьбы не выносить тему на широкое общественное обсуждение. В СТМ это понимают и действуют осторожно. Год назад они первый раз приезжали в наш город, их визит не афишировался. Приехали с «туристическими» целями, скажем так. Прощупать почву, засвидетельствовать почтение. Никакой поддержки у свердловцев здесь не было».
Убыточные направления на дальние окраины Самары СТМ ожидаемо не привлекают
Сейчас же, похоже, какая-то поддержка появилась – исходя из того, что СТМ действует более уверенно, переходит к конкретным предложениям. Так что же, согласно нашей предварительной информации, уральский холдинг предлагает Самаре?
Во-первых, СТМ готов забрать в концессию Северное трамвайное депо. Это, пожалуй, самый технически оснащенный парк в городе. Больше половины (около 60%) приписанных к нему вагонов имеют средний срок службы и не изношены. Там же закреплено большинство новых трамваев областной столицы. В среднем же по городу – за счет двух других депо – износ вагонов доходит до 80%. То есть в обновление парка Кировского и Городского депо придется вложить гораздо больше денег, что явно не в интересах потенциального инвестора.
Во-вторых, представителям «Синары» интересны конкретные трамвайные маршруты: №№ 5, 20, 20к, 22 и 24. Это костяк маршрутов, которые перевозят наибольшее количество пассажиров, считаются магистральными и приносят реальную прибыль. Убыточные направления на дальние окраины Самары уральцев ожидаемо не привлекают. Но они социально значимы и их всё равно придется обслуживать за счёт муниципального бюджета, а не за счёт концессионера.
Сделка с СТМ рискует поставить бюджет областной столицы в кабальные условия
«Конечно, ГЧП подразумевает солидные вложения со стороны СТМ, – рассказал наш источник. – И модернизацию трамвайных путей, и закупку нового подвижного состава, и реконструкцию тяговых подстанций и прочего энергохозяйства. Но в рамках Северного депо это небольшие затраты по сравнению с Кировским и Городским».
Выражаясь проще, СТМ – вероятно – хочет идти по простому пути: меньше вложил – больше получил. Предполагается, что вся остальная трамвайная система Самары будет и дальше содержаться за счет городского бюджета. Вряд ли «Синаре» интересны 80 километров трамвайных путей, которые прямо сейчас нуждаются в ремонте или замене.
Собеседник "Блокнот-Самара" отметил, что пока главным противником захода в областную столицу холдинга СТМ выступают сами электротранспортники – МП городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление». Они, как профессионалы, видят гораздо больше рисков для нашего города, чем те, которые лежат на поверхности. В ближайших публикациях «Блокнот-Самара» расскажет об этом подробнее.
В обновление парка Кировского и Городского депо придется вложить гораздо больше денег, что явно не в интересах потенциального инвестора
Кулуарно и не очень активно ТТУ поддерживает городской департамент транспорта. Однако, по сведениям "Блокнот-Самара", окончательное решение будут принимать в правительстве Самарской области. Мы узнали, что все мнения, документы и служебные записки, связанные с возможным появлением в городе СТМ, просят направлять в аппарат Виктора Кудряшова, первого заместителя губернатора Самарской области – председателя областного правительства. Говорят, именно он курирует эту тему, но пока неизвестно, на чью сторону встанет Виктор Владиславович.