Самара Четверг, 29 сентября

Экскурсия, подходящая для морозов: публикуем гид по самарской подземке

Самарские синоптики предупредили, что в  новогодние праздники жителей города ожидают морозы. Понятно, что прогулки в такую погоду – удел стойких людей. Но, впрочем, не стоит расстраиваться – «Блокнот» нашел для вас маршрут, на котором точно нельзя замерзнуть, но есть шанс посмотреть вместе с детьми что-то интересное. И обойдется он всего в 29 рублей (если вы отправитесь в путешествие до нового года, и 32 - если после) с человека. И так, мы предлагаем – отправиться в самарское метро.

Десять станций и 12,7 км пути – примерно так выглядит маршрут по самарской подземке, которым, согласно статистике – пользуются менее десяти процентов жителей нашего города. А потому, если обычно ваш путь не пролегает через метро – то вперед, и в путь.

Попасть в метро можно, оплатив проезд по банковской или транспортной карте. Можно, впрочем, потратить 32 рубля (а после праздников – 35 рублей) и купить жетончик. Кстати, это тоже своеобразный способ прикоснуться к недалекой, но уже истории – жетоны в метро используются те, что были изготовлены в середине девяностых годов. Так что – присмотритесь.

Strelets_215.jpg

Машинист Самарского метрополитена. Фото: Юрий Стрелец

Станция, которой не должно было быть

Девять станций самарского метро находятся под землей. И только одна – «Юнгородок» – на поверхности. Проехаться до неё можно по двум причинам: ради того, чтобы действительно преодолеть весь маршрут. Но и ещё – для размышлений о том, что нет ничего более постоянного, чем временное. Сама станция не просто лишена архитектурных излишеств, а скорее выглядит очень скромно. Объясняется это просто: первоначально её вообще не было в планах, а вот станция под названием «Крылья Советов», наоборот, была.

Планировалась, что она будет расположена неподалеку от Авиационного завода. Однако сроки поджимали, а строительство станции затягивалось, в том числе и по техническим причинам. И тогда было решено сделать временную станцию в том месте, где по плану должно было располагаться депо. Затем спокойно достроить «Крылья Советов» и привести реальность в соответствие с планами. Но не сложилось. 

Станция «Юнгородок» принимает пассажиров уже более тридцати лет. А станция «Крылья Советов» за это время превратилась в легенду и обросла кучей городских страшилок, в частности,  о том, что где-то стоит законсервированная полностью станция, и люди, нашедшие её, исчезают без следа. Увы, археологам в будущем на месте, где должна быть станция, не удастся раскопать что-то необычное: там тупик.

IMG_5208.jpg

Станци метро "Юнгородок". Фото: инстаграм Самарского метрополитена metrosmr

Станция в память о военном детстве

Станция метро «Безымянка» кажется скромной и не очень эффектной. Однако она точно стоит того, чтобы ради неё выйти из вагона. Главное украшение станции – огромное панно, которое полностью рассказывает историю трудовой Безымянки. С самого начала войны – нападения Германии на СССР – и до полёта в космос. Рассматривать его действительно интересно – вот военная Москва и знаменитые громкоговорители, у которых собирались люди в надежде на хорошие новости, вот поезда, которые везут заводы в тыл. 

Строительство предприятий, выпуск первых самолётов и бои, в которых они принимают участие. Салют в честь Победы. Отличная возможность, кстати, рассказать детям о военной истории города. Станцию «Безымянка» проектировал Алексей Моргун, более двадцати лет занимавший пост главного архитектора города. В Куйбышев он попал подростком в 1941 году и работал на заводе клепальщиков. А потому станция эта оказалась его личным посвящением тем годам.

IMG_5211.jpg

Мозаика на станции самарского метро "Безымянка". Фото: инстаграм Самарского метрополитена metrosmr

Панно выполнено из сотни камней, некоторые из которых размером всего с ноготь мизинца. Художников, которые работали над созданием панно, возили по заводам города, организовывали им встречи с теми, кто трудился там в суровые военные времена. Камень для станции привезли, из Узбекистана, города Газалкент. В том числе и уникальный черный мрамор. А для того, чтобы собрать панно, сначала пришлось арендовать в столице подвал жилого дома, а затем везти в Куйбышев уникальное по тем временам оборудование – например, специальные станки, на которых обрабатывались до совершенства камни. 

И сама станция – лишена ярких красок – строгая, суровая, не перегруженная деталями. С неярким светом, который максимально, но с соблюдением требований техники безопасности – имитирует освещение заводов военного времени. И да, кстати, именно на станцию «Безымянка» пришел первый, пробный поезд самарского метро. Произошло это  первого ноября 1987 года в 23 часа 00 минут. И даже те, кого давно отпустили по домам – оставались этой ночью на платформе в ожидании этого события. А еще через четыре дня метро было официально открыто. Как и положено – с митингом и речами.

IMG_5212.jpg

Мозаика на станции самарского метро "Безымянка". Фото: инстаграм Самарского метрополитена metrosmr

Станция с редкой наградой

Станция метро «Победа» - именно здесь и прошел тот самый митинг в честь открытия нашего метро. Первый состав с пассажирами на эту станцию привез машинист Александр Суриков, который и по сей день работает в самарском метро. Правда, сам поезда уже не водит.

Долгое время «Победа» безоговорочно носила звание самой красивой станции нашего метро. Когда искали идеи для оформления станции, то очень хотелось, чтобы она получилась оригинальной и небанальной. А потому отказывались от идей, лежащих на поверхности, и в результате появилось решение – салют Победы. Именно его символизируют хрустальные люстры с плафонами – звездами, которые и задают тон всей станции. Стальные полосы, идущие по стенам – это одновременно и тот самый след, который оставляют фейерверки в небе, и стальной характер народа, который выиграл войну.

Ещё одно украшение станции – подсвеченные витражи, на которых та же тема: салют Победы. И еще одна маленькая деталь – в оформлении используется изображения Ордена Победы, награды, которая была учреждена 8 ноября 1943 года. За всю историю существования ордена было только двадцать награждений, среди его кавалеров – всего 17 человек, и получали его только высшие военные чины и руководители государств. В общем – есть редкая возможность рассмотреть действительно редкую награду. Ну и конечно – сделать отличные фотографии – на станции много воздуха, нет колонн и снимки обычно получаются весьма эффектными.

IMG_5207.jpg

Станция метро "Победа" в Самаре. Фото: инстаграм Самарского метрополитена metrosmr

Самая глубокая станция метро

Станция метро «Гагаринская» - самая глубокая (более 10 метров) и, пожалуй, самая эффектная станция Самарского метро. А потому ей, конечно, стоит уделить особое внимание. Рассматривать станцию действительно можно долго – в первую очередь благодаря причудливому рисунку на стенах, в котором каждый находит что-то свое. Кстати, и здесь использовался принцип: не идти проторенными путями.

Долгое время искали идею оформления станции. Так, чтобы получилось «не как у всех». Потом был найден цвет – темно-синий. И уже под него выбирали материал для оформления стен. Привычные мрамор и гранит – здесь точно не подходили. И в результате остановились на неожиданной для нашего метро – керамической плитке. А для того, чтобы осуществить проект, из Питера привезли известного художника – керамиста Рафаэля Сейфуллина. 

IMG_5209.jpg

Станция метро "Гагаринская" в Самаре. Фото: инстаграм Самарского метрополитена metrosmr

Станция действительно получилась яркой и неожиданной – колонны оформлены в виде раструбов ракетных дюз, которые дают необычный и свет, светильники, которые одним напоминают небесные тела, а у других ассоциируются со спутниками. И пол, цвет которого ассоциируется с землей. К сожалению, увы, сейчас станция находится не в лучшем состоянии – вода разрушает нарядную плитку, а реставрация если и случается, то, не очень попадая в цвет. Но однозначно – посетить её стоит. По крайней мере – эта станция точно не похожа ни на одну другую, и по праву считается самой красивой из всех.

IMG_5213.jpg

Станция метро "Гагаринская" в Самаре. Фото: инстаграм Самарского метрополитена metrosmr

Станция, на которой снимали кино

Станция метро «Алабинская» – пожалуй, одна из самых долгожданных в истории нашего метро. Её открытие ожидалось в 2009 году, официально состоялось в 2014, но работать фактически она начала только в 2015 году. Однако именно эта станция, еще на стадии строительства «засветилась» в кино. Именно здесь, а еще на станции «Московская» и в депо – столичные кинематографисты снимали некоторые эпизоды фильма-катастрофы, что не удивительно – но под названием «Метро». А потому после прогулки по самарской подземке – есть возможность посмотреть фильм и попробовать отыскать в нем знакомые нам виды.

IMG_5205.jpg

Станция метро "Алабинская" в Самаре. Фото: инстаграм Самарского метрополитена metrosmr

Отметился там, кстати, и самарский поезд, который «играет» сразу две роли: состава 17 маршрута, уцелевшего во время катастрофы, и 42-го маршрута, которому пришлось столкнуться с мощным потоком воды. Актеры вспоминали, что на станции метро «Алабинская» во время съемок было и холодно и пыльно. А потому большинство участников съёмочного процесса надевали респираторы. А вот тем, кто оставался в кадре, – приходилось обходиться без них. Зато между станциями исполнителей ролей ждал бассейн с горячей водой. Он был изначально построен для одного из эпизодов, но какое-то время потом в нем просто грелись.

Есть у киностанции и ещё одна интересная фишка – именно здесь можно дождаться момента, когда поезд с пассажирами отправится в очередной рейс и успеть сделать фотографии на абсолютно пустой платформе. В социальных сетях, как показывает практика, такие снимки собирают и лайки и очень удивленные комментарии, особенно от жителей столичных городов.

Strelets_0211.jpg

Поезд в самарском метро. Фото: Юрий Стрелец


Новости на Блoкнoт-Самара
  Тема: Путеводитель по Самарской области  
Самараметрогидэкскурсияподземкастанция
2
0
s8