Самара Понедельник, 29 апреля
Общество, 09.01.2022 20:57

Догоняем Казань: рассказываем о культурных достижениях в Самаре в 2021 году

Так много внимания в 2021 году власти Самарской области уделяли только здравоохранению. Коронавирус подтолкнул губернатора и его окружение заняться региональной медициной. Но есть ещё одна сфера, на которую Дмитрий Азаров и его соратник депутат Госдумы Александр Хинштейн, не жалели времени и сил. Речь идёт о культуре.

"Блокнот-Самара" поговорил с современными художниками, музейными работниками и библиотекарями. Мы попросили их назвать главные культурные достижения в 2021 году.

Старая Самара

В мае 2009 года несколько журналистов и просто неравнодушных граждан объявили о создании Комитета спасения старой Самары (КССС). Члены этого общественного движения пытались привлечь внимание властей к памятникам архитектуры, которые ещё можно бьло сохранить. Для этого активисты проводили бесплатные пешие экскурсии по историческому центру города. Они мгновенно стали пользоваться популярностью у населения. Тем не менее, с главной задачей КССС так и не справился. Власть очень вяло реагировала на призывы прессы и общественности спасти тот, или иной объект архитектуры. Занимавший в то время пост главы города Виктор Тархов хоть и пришел на первую прогулку КССС, но никаких серьёзных решений не принял. Губернатор Самарской области (на тот момент это был Владимир Арятков) вообще проигнорировал приглашение Комитета спасения старой Самары. Много лет памятники истории ветшали и разрушались.

Slon1.jpg
На фото те самые слоны, которых можно увидеть на даче купца Головкина в Самаре

В 2021 году депутат Госдумы Александр Хинштейн смог сделать то, что не удалось активистам КССС. Проекты, реализованные при его участии, один грандиознее другого. Началась реставрация легендарного Дома со слонами (дача Купца Головкина), а самому Головкину открыли памятник. Народный избранник добился, чтобы на ремонт дачи некогда известного мецената и купца выделили 17,4 млн рублей. Но самая большая победа Хинштейна - открытие филиала Третьяковской галереи в здании Фабрики-кухни самарского завода "ЗИМ". Этот объект тоже привели в порядок.

Третьяковка в Самаре    

"Главное событие года – презентация филиала Государственной Третьяковской галереи, которая весной совместно с галереей "Виктория" провела две большие выставки «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» и «Художники у станка. Искусство после революции», - считает современный художник и арт-критик Сергей Баландин. - В сентябре прошлого года здание филиала Третьяковки – Фабрика-кухня – открыла свои двери. Кроме экскурсий для желающих, там прошли показы музыкально-хореографического спектакля «Утопия на ужин», посвященного архитектору Фабрики Екатерине Максимовой. А ещё почти готов «Сад баланса» на месте сквера Памяти борцов революции рядом с этим музеем".   

Slon3.jpg
Самара. Дача купца Головкина, или Дом со слонами

С Сергеем Баландиным согласен и историк Николай Кислухин:

"Конечно, нельзя не отметить проекты филиала Третьяковской галереи, которая совместно с Музеем Модерна и Художественным музеем организовала в прошлом году две крупные выставки и провела очень громкую презентацию здания Фабрики-кухни. Её венцом стал театральный перформанс «Утопия на ужин»".

Директор ГБУК «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан» Розалия Нургалеева, обсуждая с корреспондентом "Блокнот-Самара" культурные итоги 2021 года, тоже говорила про открытие филиала Третьяковской галереи:

"Это событие по-настоящему повлияет на культурную жизнь города, его туристический потенциал и статус, - сказала она, - В Самаре есть своё хорошее собрание в Художественном музее. Представлено оно как авангардом, так и другими направлениями. В собрании много малоизвестных имён. Объединившись в проектах с произведениями Третьяковки, они прозвучат по-новому".

Strelets_0185-Large.jpeg
Самарская Фабрика-кухня была построена в 1932 году по проекту Екатерины Максимовой

Розалия Нургалеева рассказала, что по её информации в здании, где расположится филиал Третьяковки, планируется коллаборация многих направлений культуры.

"Оно станет местом притяжения для горожан и туристов, - говорит она, - Опять же при участии Третьяковки приобретают новое звучание потрясающие образцы архитектуры модерна в Самаре. Например, выставка скульптуры Анны Голубкиной. Я рада, что редкое по планировочному решению здание в виде серпа и молота, под флагом Третьяковки обретает новую жизнь. Уже в 2022 году откроется какая-то грандиозная выставка и реализуются остальные планы".

По словам руководителя ГБУК «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан», Третьяковская галерея наверняка будет включать в свои планы как коллекцию из Казани, так и собрания других музеев. Это уже традиция.

"Музеи будут рады поучаствовать в подобных проектах, - уверена она, - Думаю, что в стенах самарского филиала Третьяковки можно собрать весь авангард Поволжья, в том числе и из Саратовской коллекции. Туда входят работы Петрова-Водкина и Павла Кузнецова. Чем больше будет городов, «догоняющих» Казань, тем шире разрастается туристическая «река»".

ВолгаФест

С обывательской точки зрения фестиваль "ВолгаФест" стал самым противоречивым культурным событием минувшего года. А вот люди, которые профессионально занимаются культурой, считают иначе.

"Очередной фестиваль «ВолгаФест» - громкое событие, - говорит Сергей Баландин, - В 2021 году он превзошел все ожидания. Особенно, когда на городской пляж выгрузили лодки и судна с «кладбища кораблей». Двухнедельный праздник с павильонами волжских городов, выступлением СБПЧ (российская инди-группа, созданная в 2006 году Кириллом Ивановым и дуэтом «Ёлочные игрушки», - прим. авт.), хореографическими постановками – очень высокий уровень, который трудно превзойти, но мы посмотрим, что нам приготовят организаторы в следующем году".

Kune.jpg
Выступление канатоходца Фриди Кюне на фестивале "ВолгаФест" в Самаре

Историк Николай Кислухин тоже отметил "ВолгаФест", как важное событие в культурной жизни региона:

"Год был очень противоречивым. С одной стороны, закрытые границы мотивировали людей заниматься внутренним туризмом, ходить в музеи и театры. Летом действительно был наплыв гостей в культурные учреждения. С другой стороны, ограничения оставались или даже усиливались: ограничения посещаемости, QR-коды и мини-локдаун в ноябре 2021 года сильно урезали поток гостей. На этом фоне новому министру культуры области Татьяне Мрдуляш удалось поспособствовать ряду крупных культурных событий, в основном летних. Таковыми стали невиданный по размаху «ВолгаФест» и фестиваль «Шостакович XX век». Эти события успели попасть в «нековидное» окно и прошли с большим успехом".

А вот руководитель структурного подразделения Самарской областной универсальной научной библиотеки Софья Сыромятникова говорила о другом важном мероприятии в культурной жизни города, хоть про "ВолгаФест" тоже упомянула:

"По роду своей деятельности я привыкла мыслить на уровне не только городских культурных событий, сколько региональных и межрегиональных. А так как моя основная часть жизни связана всё-таки с книгой, то хочется рассказать о значимых книжных событиях 2021 года.

С учётом всех ковидных ограничений нам удалось провести весьма масштабный книжный фестиваль «Время читать: Волжский текст», который собрал более 10 тысяч любителей книжной культуры. Встречи с известными писателями, книжная ярмарка, мастер-холл, медиапарк, презентация модельных библиотек, лектории и многое другое. Всё для того, чтобы взглянуть на чтение по-новому, узнать новых авторов, ощутить на себе новые форматы «распаковки» литературного текста.

Кстати, про культурные форматы. Во время карантина они претерпели всяческие изменения. Поэтому более заметными стали нешаблонные проекты, основанные на различных коллаборациях: с научным сообществом, театром, бизнесом, творческими объединениями и даже медициной. Так вышло, что большинство из нас часто проводили время в больницах и поликлиниках, мы запустили на первый взгляд простой, но на деле эффективный проект с яркими постерами с QR-кодами на бесплатное скачивание книг, в том числе самарских авторов. Поставили электронный счётчик статистики, чтобы оценить результат проекта и удивились. Оказалось более 6000 скачиваний ежемесячно. Невероятная популярность самарских авторов, которая превышает все бумажные тиражи.

На мой взгляд, в этом году, несмотря на заметные «ВолгаФест», «Шостакович XX век» и фестиваль «Время читать: волжский текст», учреждения культуры были весьма осторожны в своей деятельности. Сработал принцип «не навреди». Набрали популярность онлайн-форматы. Масса проектов в регионе проходит с ограничением по посещению и масштабной трансляцией на разные площадки с возможностью комментирования и получения обратной связи. Телемосты, видеолектории, сетевые акции, смешение онлайн и оффлайн-форматов – всё это меняет сознание жителей и самих работников культуры, которые понимают, что востребованы как культуртрегеры, а музей, библиотека, театр и прочие культурные учреждения были и будут местом, куда люди обращаются несмотря ни на что".

Mrdulyash.jpeg
На фото один из инициаторов проведения фестиваля "ВолгаФест", министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш

"Муха"

"Событие совершенно другого масштаба, но не менее ценное – появление Штаба аут-группы «Муха», - считает арт-критик Сергей Баландин, - Группа «Муха» – объединение художников, которые в этом году успели побывать номинантами государственной премии в области современного искусства «Инновация» (что само по себе – событие), и сделать из своей мастерской на площади Революции – площадку для экспериментального искусства. У них уже прошли выставки молодых художников Миши Гунько, Кирилла Ермолина-Луговского, Кирилла Гурова, Виолетты Гришиной, в декабре открылась выставка нижнетагильского дуэта Анны и Виталия Черепановых. Штаб «Мух» – прекрасный образец самоорганизации. Таких примеров очень мало в Самаре".

Рассуждая о ситуации с арт-рынком, Баландин отмечает два события:

"Одна из самых заслуженных галерей города - «Вавилон» - перестала держать салон и стала поп-ап-галереей. Видимо, для арт-бизнеса наступили трудные времена. В то же время галерея «Виктория» совместно с журналами «Собака.ру» и «Глянец» провела за год два аукциона «Молодежный» и «Осенний». Выручка первого составила около 200 000 рублей, выручка второго – под миллион. А значит, интерес к современному искусству есть, и есть перспективы для роста".

"Открытием года стало выставочное пространство в мастерской арт-группы «Муха», где проходят микроскопические, но очень свежие выставки молодых самарских художников, - вторит Баландину историк Кислухин, - Держит планку галерея "Виктория". Особенно интересно выглядят проекты «нижнего» пространства "Виктории-андеграунд", куратором которого является Настя Альбокринова".

IMG_4011.jpg
Александр Хинштейн оказался настоящим драйвером в процессах, связанных со спасением старой Самары

Кислухин отмечает, что в музейной сфере важным стало назначение нового директора главного музея региона – краеведческого музея им Алабина. Им стал известный любитель старой Самары, её защитник, основатель «Том Сойер Феста» Андрей Кочетков.

"Пока музей не отметился грандиозными проектами, однако планка качества за эти полгода выросла значительно", - говорит Николай. 

Кроме того, Кислухину очень понравились остроумные с музейной точки зрения выставки Музея Модерна, такие как «Сон» и «Любовники природы».

"А ещё в 2021 году меня не оставила равнодушным уникальная коллекция скульптур «Пермских богов» - её выставляли в музее Алабина, - продолжает историк, - В Художественном музее впечатлила выставка артефактов из коллекции фон Вакано".

Ложка дёгтя

Завершая разговор о культурных достижениях 2021, хочется сказать, что, несмотря на сложный пандемийный год, самарские музеи открыты для всех (предъявлять QR-кодов не надо). Что касается планов, которые реализовать не удалось, то такие проколы есть. Например, совсем не используется (во всяком случае для широкой публики) концертно-театральный комплекс «Дирижабль» на улице Куйбышева в Самаре. Вспомните, его так долго реставрировали, а потом с такой большой помпой открывали... Как-то ушел в тень Литературный музей на улице Фрунзе. В прошлые годы его команда проводила куда больше мероприятий. Так и остался проектом музей Безымянки, который, при должном желании, мог бы стать центром притяжения для десятков тысяч жителей Кировского, Промышленного и Советского районов областной столицы. Помнится, открыть его губернатор Дмитрий Азаров обещал последнему в Самарской области Герою СССР танкисту Владимиру Чудайкину. До открытия музея ветеран не дожил. И что интересно, здание для музея Безымянки уже выбрано — бывший ДК 9 ГПЗ на улице Победы. Но работы по его открытию так и не ведутся.

Новости на Блoкнoт-Самара
  Тема: Итоги года 2021 в Самаре  
ВолгаФестмузей Модернаитоги годакультураАлександр ХинштейнТатьяна МрдуляшДмитрий АзаровденьгиСамарская областьФабрика-кухня
3
0