Общество,
19.10.2021 18:41
В метро Самары самая большая в России разница между тарифом на билет и реальной ценой проезда
Метрополитен Самары автоматически тратит 82 рубля, как только любой житель города спускается под землю. Фото: Юрий Стрелец
Убыточность самарского метро ни для кого не новость и не секрет. Но немногие знают, что себестоимость поездки одного пассажира в нашей подземке составляет почти 82 рубля. Удивительная цифра. Именно столько метрополитен автоматически тратит, как только любой житель города спускается под землю. Прошёл турникет – минус 82 рубля.
Цена билета покрывает только третью часть затрат. Стоимость проезда по карте сейчас 29 рублей, за наличные – 32 рубля. Остальное транспортникам компенсируют из бюджета. В процентах – это самая большая разница между утверждённым городским тарифом и реальной ценой поездки среди всех метрополитенов России. К сожалению, но только в этом самарское метро рекордсмен. Больше ни в чём.
В автобусах, трамваях и троллейбусах себестоимость проезда тоже выше тарифа. Но всего на несколько рублей, а не в три раза.
Пустые вагоны метро в Самаре и раньше никого не удивляли. Но с каждым годом пассажиров в нашей подземке становится всё меньше... Фото: Юрий Стрелец
«Блокнот-Самара», как и многие горожане, жалеет о том, что самый интересный, технически сложный, быстрый и провозной вид транспорта в областной столице приносит настолько страшные убытки. Такой современный и уникальный транспорт сейчас держится исключительно за счёт средств налогоплательщиков.
Своё положение понимает и сам метрополитен. Стараются экономить на всём, кроме базового: исправности вагонов, оплаты тяжёлого труда машинистов, путевой службы и, конечно, безопасности пассажиров. Например, наш журналист выяснил, что год назад себестоимость одной поездки была выше 90 (!) рублей. Ужались на 10 рублей.
На самом деле ужались больше, учитывая, что поток пассажиров в подземке ежегодно падает. Без перерывов в календаре. По итогам 2019 года перевезли 13 млн человек, к концу 2021 года хорошо если наберут 10 млн.
Многие профессионалы транспортной отрасли уверены, что для метро Самары это тупик. Пассажиропоток год за годом снижается, себестоимость одной поездки будет расти, потому что у экономии тоже есть дно. И когда-то – при текущем положении дел – разница между количеством пассажиров и реальной ценой проезда станет критической.
Обидно, что самый интересный, технически сложный, быстрый и провозной вид транспорта в Самаре приносит страшные убытки. Фото: Юрий Стрелец
Главный метростроевец Самары и директор АО «ВТС Метро» Сергей Натальчук уверен, что тупиковых ситуаций не бывает. Выхода – как всегда – два. Либо закрыть метрополитен насовсем, либо грамотно его развивать.
«Закрывать метро никто не будет. По многим причинам. Для всего города такое решение повлечёт цепочку неприятных последствий, о которых пассажиры не догадываются. Тем более, что сейчас для завершения строительства первой линии взят кредит в 10,4 млрд рублей. Остаётся только строить дальше. Кто-то, возможно, сейчас сморщился от моих слов. Но это показывает и российский, и мировой опыт. Возьмём самый близкий к нам пример – Казань. Там метро начали строить на 15 лет позже, чем в Самаре. И, закончив первую очередь, столкнулись с той же проблемой – высокая себестоимость одной поездки. Как только на уровне правительства Татарстана принципиально решили не останавливаться, всё изменилось. Каждая новая станция постепенно снижала реальные затраты на перевозку одного пассажира», – объяснил Сергей Михайлович.
Сергей Натальчук, метростроевец из Самары с 35-летним опытом: "Нужно не просто нарисовать будущие станции на карте. Важно привязать их к объектам, которые смогут накапливать для метро пассажиропоток"
К слову, сегодня цена проезда в казанском метрополитене равна 30 рублям. Дешевле, чем в Самаре. А себестоимость одной поездки – около 46-47 рублей. Там, как и в Самаре, одна ветка и сопоставимое количество станций – 11.
А, например, в Новосибирске 13 станций. При тарифе в 26 рублей себестоимость проезда примерно такая же. Метрополитен выходит «в ноль».
Сергей Натальчук сделал и важное уточнение:
«Чем больше станций, тем ниже себестоимость – такой принцип сам по себе не работает. Нужно не просто нарисовать будущие станции на карте. Важно привязать их к объектам, которые смогут накапливать для метро пассажиропоток. Так поступают в Казани. Количество станций не снижает себестоимость, если они расположены неграмотно. Это целая транспортная наука».
Но в Самаре научный подход уходит на второй план. Главное, как можно скорее продвинуть первую линию глубже в центр города на 3 километра. И неважно, кого будет обслуживать новая станция «Театральная» – людей или воздух. Важно, что на карте она будет выглядеть красиво. Да и 10 млрд, взятых в кредит под проценты на 15 лет, для строительства этой конечной станции первой ветки точно не хватит. Таково мнение экспертов «Блокнот-Самара».
Новости на Блoкнoт-Самара
Цена билета покрывает только третью часть затрат. Стоимость проезда по карте сейчас 29 рублей, за наличные – 32 рубля. Остальное транспортникам компенсируют из бюджета. В процентах – это самая большая разница между утверждённым городским тарифом и реальной ценой поездки среди всех метрополитенов России. К сожалению, но только в этом самарское метро рекордсмен. Больше ни в чём.
В автобусах, трамваях и троллейбусах себестоимость проезда тоже выше тарифа. Но всего на несколько рублей, а не в три раза.
Пустые вагоны метро в Самаре и раньше никого не удивляли. Но с каждым годом пассажиров в нашей подземке становится всё меньше... Фото: Юрий Стрелец
«Блокнот-Самара», как и многие горожане, жалеет о том, что самый интересный, технически сложный, быстрый и провозной вид транспорта в областной столице приносит настолько страшные убытки. Такой современный и уникальный транспорт сейчас держится исключительно за счёт средств налогоплательщиков.
Своё положение понимает и сам метрополитен. Стараются экономить на всём, кроме базового: исправности вагонов, оплаты тяжёлого труда машинистов, путевой службы и, конечно, безопасности пассажиров. Например, наш журналист выяснил, что год назад себестоимость одной поездки была выше 90 (!) рублей. Ужались на 10 рублей.
На самом деле ужались больше, учитывая, что поток пассажиров в подземке ежегодно падает. Без перерывов в календаре. По итогам 2019 года перевезли 13 млн человек, к концу 2021 года хорошо если наберут 10 млн.
Многие профессионалы транспортной отрасли уверены, что для метро Самары это тупик. Пассажиропоток год за годом снижается, себестоимость одной поездки будет расти, потому что у экономии тоже есть дно. И когда-то – при текущем положении дел – разница между количеством пассажиров и реальной ценой проезда станет критической.
Обидно, что самый интересный, технически сложный, быстрый и провозной вид транспорта в Самаре приносит страшные убытки. Фото: Юрий Стрелец
Главный метростроевец Самары и директор АО «ВТС Метро» Сергей Натальчук уверен, что тупиковых ситуаций не бывает. Выхода – как всегда – два. Либо закрыть метрополитен насовсем, либо грамотно его развивать.
«Закрывать метро никто не будет. По многим причинам. Для всего города такое решение повлечёт цепочку неприятных последствий, о которых пассажиры не догадываются. Тем более, что сейчас для завершения строительства первой линии взят кредит в 10,4 млрд рублей. Остаётся только строить дальше. Кто-то, возможно, сейчас сморщился от моих слов. Но это показывает и российский, и мировой опыт. Возьмём самый близкий к нам пример – Казань. Там метро начали строить на 15 лет позже, чем в Самаре. И, закончив первую очередь, столкнулись с той же проблемой – высокая себестоимость одной поездки. Как только на уровне правительства Татарстана принципиально решили не останавливаться, всё изменилось. Каждая новая станция постепенно снижала реальные затраты на перевозку одного пассажира», – объяснил Сергей Михайлович.
Сергей Натальчук, метростроевец из Самары с 35-летним опытом: "Нужно не просто нарисовать будущие станции на карте. Важно привязать их к объектам, которые смогут накапливать для метро пассажиропоток"
К слову, сегодня цена проезда в казанском метрополитене равна 30 рублям. Дешевле, чем в Самаре. А себестоимость одной поездки – около 46-47 рублей. Там, как и в Самаре, одна ветка и сопоставимое количество станций – 11.
А, например, в Новосибирске 13 станций. При тарифе в 26 рублей себестоимость проезда примерно такая же. Метрополитен выходит «в ноль».
Сергей Натальчук сделал и важное уточнение:
«Чем больше станций, тем ниже себестоимость – такой принцип сам по себе не работает. Нужно не просто нарисовать будущие станции на карте. Важно привязать их к объектам, которые смогут накапливать для метро пассажиропоток. Так поступают в Казани. Количество станций не снижает себестоимость, если они расположены неграмотно. Это целая транспортная наука».
Но в Самаре научный подход уходит на второй план. Главное, как можно скорее продвинуть первую линию глубже в центр города на 3 километра. И неважно, кого будет обслуживать новая станция «Театральная» – людей или воздух. Важно, что на карте она будет выглядеть красиво. Да и 10 млрд, взятых в кредит под проценты на 15 лет, для строительства этой конечной станции первой ветки точно не хватит. Таково мнение экспертов «Блокнот-Самара».
Новости на Блoкнoт-Самара