Самара Воскресенье, 24 ноября

Убийц приказали не искать: 42 года назад взорвали конструктора секретных лазерных систем из Куйбышева

Больше 40 лет под грифом «секретно» находятся материалы расследования обстоятельств убийства советского разработчика лазерных систем и оружия Игоря Бережного. Его взорвали. История гибели до сих пор окутана тайной – кто и за что ликвидировал талантливого ученого, так до сих пор и не известно. В советское время дело засекретили, а убийц рекомендовали не искать. В числе сотрудников, кто расследовал обстоятельства гибели Бережного и добился успехов, был молодой майор КГБ СССР из Ленинграда Владимир Путин. «Блокнот-Самара» вспоминает отдельные аспекты жизни легендарного конструктора.
Фото:историческая-самара.рф

Игорь Бережной (1934-1981 год) – советский конструктор авиационно-космической техники, главный конструктор КБ автоматических систем, профессор, доктор физико-математических наук. Официально занимался разработкой посадочной системы «Глиссада» для авиации, неофициально – химическими лазерами для космических спутников-истребителей, систем противоракетной обороны и ВВС. Погиб в Москве при подрыве служебного автомобиля. Официально убийство не раскрыто. Отдельные аспекты дела до сих пор засекречены. КГБ СССР рассматривало несколько версий убийства одного из самых талантливых конструкторов: диверсия иностранных спецслужб, бытовой конфликт, амурная история, коммерческая деятельность и роковое стечение обстоятельств.
Фото:fishki.net

Тематика КБАС (лазеры) была двойного назначения.

Как точно подметил 22 года назад еженедельник "Самарское обозрение" конструктор секретных лазерных систем Игорь Бережной жил не так как все и покинул этот мир по-особенному – взлетел на воздух во взорвавшемся автомобиле. Хоронили секретного конструктора лазерных систем в буквальном смысле без лица – вместо него в гробу лежала восковая маска. Этот взрыв сразу же получил славу первого заказного убийства в СССР. Убийства, правду о котором, может быть, знали отдельные сотрудники КГБ.

Игорь Бережной рос в особую эпоху «физиков» и «лириков». В то время, когда всем казалось, что до «пыльных тропинок» далеких планет рукой подать, и что первым, кто увидит далёкие звёзды, станет гражданин СССР. А как же иначе? Иначе получалось, что все усилия гигантской страны летят в трубу. Так оно, увы, и было. Но до поры романтика делала свое дело – число «физиков», готовых бороться за прогресс и строить космолеты, росло.
Фото:webkamerton.ru

Боевая ракета Р-7 стала мирной.

Бережной поступил в Куйбышевский авиационный институт в 1951 году. Своей «научной» внешностью – строгий костюм, галстук – студент Бережной сразу же выделялся из общей студенческой массы, предпочитавшей спортивные куртки и лыжные шаровары. Бережной не был отличником и лекции посещал не все: делил предметы на нужные и ненужные. По первым у него были пятерки, по интересующим его темам он очень часто выступал с научными докладами. Ненужные предметы сдавал с грехом пополам, а комсомольские и прочие собрания практически не посещал. Хотя позже всё-таки вступил в партию и даже получил репутацию убежденного коммуниста. В те годы занять руководящий пост без партбилета было невозможно.
Фото:tsfest.ru

Куйбышевский авиационный институт готовил не только конструкторов и инженеров, но и губернаторов, чиновников, бизнесменов и журналистов.

Бережного интересовали проблемы строительной механики оболочек – тема, которая была тесно связана с созданием космических летательных аппаратов. Вскоре после поступления в институт он начал работать, сначала на кафедре физики, потом на кафедре прочности летательных аппаратов. Заработанные деньги тратил в основном на книги. Рассказывают, что он их складывал в огромный старинный сундук, который приятели в шутку называли его приданым.

Как ни странно, в аспирантуру он поступил не сразу. Молодой выпускник КуАИ получил распределение в Воронеж, где пять лет проработал простым инженером в филиале КБ Туполева. Будущий учитель бережного академик Ивлев, известный ученый, специализирующийся по проблемам идеальной пластичности материалов, встретил инженера, пожелавшего поступить в аспирантуру, прохладно. Он предложил Бережному продолжить разговор после того, как тот познакомится с проблемами идеальной пластичности и несколькими разделами высшей математики как минимум в объеме университетского курса. Инженер явился через два месяца и приятно удивил своими новыми познаниями. Через два года они в соавторстве опубликовали работу о поведении пластических сред самым в престижном научном издании «Доклады Академии наук». В итоге Бережного заметил патриарх отечественного авиастроения Андрей Туполев.
Фото:tvernews.ru

Самолеты фирмы Туполева прочно обосновались в Куйбышеве.

В середине 60-х каждый ведущий авиаконструктор проектировал собственные шасси для самолетов. Хотя многим было ясно, что назрела необходимость унификации. Минавиапром решил создать КБ, которое бы решила эту задачу. Руководителя КБ, которое планировалась организовать в Куйбышеве, долго не могли найти. Никто из потенциальных кандидатов на этот пост – руководителей отделов шасси ведущих КБ – ехать сюда не хотел. Провинция, закрытый город, перспективы не очень. Тогда знаменитый конструктор предложил кандидатуру Бережного. Ему был всего 31 год, и он создал новое ОКБ «Шасси самолетов и вертолетов» с нуля.
Фото:volga.news

В Куйбышеве и Самаре до сих пор выпускают шасси для самолетов.

Бережной набирал таких же, как и он – молодых, но умеющих работать, готовых, как и он, сидеть до часу ночи над проектом. Кстати, внеурочная работа в КБ (как и в КГБ) поощрялась. Правда, по большей части морально. Рассказывают, что Бережной нередко вызывал молодых конструкторов и подавал им идею, которую те потом доводили до ума. Сам же генератор идей никогда не ставил свою фамилию в списке авторов.

Как менеджер Бережной далеко опередил своё время. Коллеги говорят, что ему удавалось грамотно руководить всеми сторонами жизни предприятия. Считалось, что трудиться в КБАС престижно. В стране уже начиналась эпоха великого дефицита, но сотрудникам выдавались продуктовые пайки – мясо, масло и прочие дефицитные тогда продукты. Благодаря решению руководителя сотрудники получили возможность постоянно отдыхать на юге, куда летали вместе с членами семьи бесплатно на самолёте КБ. 
Фото:https://chanych-85.livejournal.com/103493.html

Брошенный АН-72 стоял неподалеку от офиса КБАС

Благодаря усилиям генерального работники КБ регулярно получали жильё, а рядом с КБАС был построен жилой дом. Видимо для того, чтобы физики могли заниматься наукой днём и ночью. Позже предприимчивость Бережного сыграет определенную роль в ходе расследования дела о его убийстве. По рекомендации из Москвы «коммерческий» след стал одним из главных в деле.

Всё это время его жизнь оставалась засекреченной. Для «врагов родины», то есть для человечества за железным занавесом, он почти не существовал. У иностранных разведок была обрывочная информация о его работах. Засекречены были и обстоятельства его гибели, которую посчитали первым заказным убийством в СССР. И даже через 40 лет после смерти отдельные моменты расследования тщательно маскируются.
Фото:https://chanych-85.livejournal.com/103493.html

На входе в КБАС встречали не только объявления, но и умные устройства просвечивающие входивших на режимную территорию.

Странные убийства в СССР случались и раньше. Достаточно вспомнить судьбу таких партийных руководителей как Фёдор Кулаков или Пётр Машеров. Правда их гибель была связана с борьбой за власть. Авиаконструктор Бережной не стремился во власть, не был диссидентом, однако пользовался бешеным успехом у женщин. Выражаясь современным языком, он занимался бизнесом и имел очень влиятельных покровителей. Способ убийства был выбран также не характерный для тех лет. Специалисты из КГБ устраивали автокатастрофы, инсценировали самоубийства, использовали яды, но не взрывали. Криминал предпочитал использовать огнестрельное или холодное оружие, а не взрывчатку.

Это произошло в феврале 1981-го года. Авиаконструктор приехал в Москву по служебным делам. Как стало известно позже, один из заместителей попросил Бережного привезти ему из столицы дефицитное лекарство. В назначенном месте водителю передали коробку. Ни у кого из пассажиров – ведущих руководителей КБАС – не возникло никаких подозрений.

Взрыв был такой силы, что крышу служебного автомобиля Бережного закинуло на дерево на высоту 3 этажа.

Водитель съездил в аэропорт, потом вернулся за Бережным. Игорь Александрович сел в машину и зачем-то попытался открыть «подарок». Водитель вышел, чтобы протереть лобовое стекло. В этот момент раздался взрыв. Очевидцы рассказывали, что автомобиль развалился как картонная коробка. Крыша кабины повисла на дереве на уровне 3-го этажа. Тело конструктора было обезображено. Следствием занялось управление КГБ по Самарской области. 

Фото:историческая-самара.рф

В КГБ очень быстро установили истину и тут же наложили гриф "Секретно".

Скандальное дело курировал сам руководитель КГБ и будущий генсек Юрий Андропов. Первоначально следствие активно разрабатывало бытовую версию. Со временем пришлось признать её несостоятельность. Отмели в сторону и разговоры об ударе из-за рубежа. Напряжённость вокруг дела долго не спадала. К журналистам, интересовавшимся причинами гибели, приходили сотрудники КГБ. Позже ходили слухи о том, что эта смерть может быть связана с некими отношениями между конструктором и любимой бортпроводницей Леонида Брежнева. Но слухи так и остались слухами, и до сих пор неизвестно, почему погиб создатель КБАС.

Рассказывают, что его мать до конца дней мечтала узнать правду о смерти сына. Бывший сотрудник КБАС Владимир Нехорошев (и будущий самарский блогер analizator-sam, ныне покойный), работавший с Бережным, считал, что того убрали как «выскочку» - так сказать, всем в назидание. 
Фото:samara.kp.ru

Владимир Нехорошев подозревал КГБ в сокрытии правды и реальных заказчиков убийства Бережного.

В числе следователей, кто нашел какие-то зацепки по делу, был молодой майор Ленинградского КГБ Владимир Путин. Так или иначе, делу придали нужный вектор, погибшего Бережного и его заместителей обвинили в махинациях на «астрономическую» сумму в 21 тысячу рублей и наложили на дело гриф «секретно».
Фото:tehnowar.ru

Будущий Президент РФ Владимир Путин принимал участие в расследовании. 

С потерей Бережного КБАС покатился под откос. Окончательно его добила перестройка, в ходе которой выяснилось, что в стране больше не нужны ни физики, ни лирики, ни пыльные тропинки, ни лазеры с перестраиваемой чистотой. Помещения на территории бюро опустели, контрольно-следовая полоса постепенно исчезла, ушла в прошлое и сверхсекретность. Площади секретного КБ сдавались под офисы.
Фото:eremkin-kub.livejournal.com

Вспомнили о наработках КБАС только сейчас


Новости на Блoкнoт-Самара
самараигорь бережнойВладимир ПутинКуйбышевавиациякосмослазеры
0
0