Самара Воскресенье, 27 ноября
Экономика, 24.09.2022 08:00

«Центральная» снова на паузе: Самаре могут притормозить выделение средств на строительство магистрали-долгостроя

Резкое обострение международной ситуации, а также необходимость концентрации всех ресурсов на решении поставленных Президентом Путиным задач по СВО может привести к заморозке в Самаре неоправданно дорогого и затянувшегося проекта строительства магистрали Центральная. Возможность такого развитии событий «Блокнот-Самара» подтвердил источник в одном из комитетов Государственной думы. Общая стоимость дороги перевалила за 30 млрд рублей, «строительство» идет уже 20 лет, а руководство области опять просит 4,5 млрд рублей из федерального бюджета. Похоже, что федералам надоела столь ненасытная магистраль в Самаре. Вполне возможно, сказались и частые скандалы, связанные с неэффективным расходованием бюджетных средств, которые с завидным постоянством возникают вокруг областного правительства и министерства транспорта региона.


60 лет разговоров

Эпопея со строительством магистрали Центральная началась в далёком 1965 году, когда руководство Куйбышевской области решило, что столице региона нужна ещё одна главная дорога. В первую очередь для снабжения сырьем оборонных заводов, расположенных в промышленной части и вывоза готовой продукции к Куйбышевской железной дороге. В советское время проект завис на стадии обсуждения. Дорога кочевала из одного генплана в другой почти 40 лет. С началом перестройки вообще всё затихло. 


Губернатор Титов реанимировал проект "Магистраль "Центральная". Фото:rus.team

Вернулись к ней в конце 90-х, когда администрации губернатора Константина Титова понадобились крупные имиджевые проекты для области. Документы на магистраль «Центральная» достали из ящика, сдули с них пыль и поняли – а ведь на нём можно еще и заработать. В дальнейшем все губернаторы Самарской области традиционно тратили бюджетные средства на проектирование и перепроектирование «Центральной», «начало строительства», делали громкие заявления и по-тихому зарабатывали на долгострое. В итоге магистрали в городе как не было, так и нет. Однако расходы на Центральную есть, и весьма впечатляющих размеров.

Скромность – это не по-самарски

В 2002 году строители подготовили первый проект магистрали непрерывного движения по проспекту Карла Маркса. Он учитывал организацию многоуровневых развязок. Но этот план оказался слишком амбициозным, и проект заморозили на неопределенный срок из-за огромной стоимости – более 40 млрд рублей. Тогда на всех углах вещали, что Самара – третья столица, а область – опорный край державы. И поэтому регион просто обязан иметь ультрасовременную трассу, на зависть всем провинциальным миллионникам. Отметим, 40 млрд в начале «нулевых» равносильны примерно 120 млрд нынешним. Естественно, такой грандиозный проект в федеральном центре «зарубили» и попросили самарцев быть на «порядок, а лучше два скромнее».


Губернатор Артяков продолжил проект магистрали "Центральная". Фото: Фото:volga.news

Вновь о необходимости построить магистраль «Центральную» заговорили через 9 лет – в 2011году при губернаторе Артякове, но уже из-за решения провести в Самаре матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Чиновники предложили построить магистраль в одном уровне, дабы сэкономить. По их расчетам, 13 км шестиполосной дороги обошлись бы бюджету в 8-9 млрд рублей. В центре поскромневшие аппетиты отметили, но и тогда всё осталось на уровне разговоров.


Губернатор Меркушкин и его преемник Азаров больше всех ратовали за строительство магистрали. Фото:samara.bezformata.com 

В 2017 году, уже при губернаторе Азарове, Росавтодор одобрил проект строительства магистрали «Центральной» и рекомендовал его для дальнейшей проработки. Специалисты организации оценили строительство магистрали в 7,3 млрд рублей. Из федерального бюджета выделят 3,064 млрд рублей, из регионального – 1 млрд рублей. Остальное внесут инвесторы. После «проработки», в 2018 году стоимость составила.. астрономическую сумму — 30,5 млрд рублей. И тогда же областной Минтранс подготовил красивую карту. Получается, 1 млрд рублей за километр. Для сравнения: за 30,5 млрд рублей можно открыть в Самаре 5-6 новых станций метрополитена.

На этой неделе Самарская область опять попросила 4,5 млрд рублей на магистраль «Центральная» из федерального бюджета – на возведение нового участка трассы на проспекте Карла Маркса.


Ранее сообщалось, что деньги на возведение автомагистрали поступят из бюджета Самарской области. Её планировали начать строить уже в 2022 году. Размер финансирования проекта в текущем году должен был составить почти 4 млрд рублей, ещё 2,6 млрд собирались потратить в 2023-м и 4,2 млрд – в 2024-м. Первым должны были ввести в эксплуатацию отрезок от Обводной дороги до Ракитовского шоссе, затем реконструировать проспект Карла Маркса на участке от Ракитовского шоссе до проспекта Кирова, а в 2023 году планировали выделить первые деньги – порядка 40 млн – на проектирование строительства третьего участка магистрали: от проспекта Кирова до улицы Авроры. Общая смета доходит до 11 млрд рублей. Таким образом, дорога обещает стать одним из самых дорогих дорожных проектов в новейшей постсоветской истории Самарской области. Для сравнения: скандально известный ремонт Московского шоссе к ЧМ-2018 обошелся примерно в такую же сумму.

 Но прошедшим летом областные власти решили слегка подрезать «дорожные» статьи в бюджете региона – было принято решение часть из денег на Центральную перенаправить на продление улицы Авроры от Московского шоссе до Ново-Садовой. Образовавшуюся «недостачу» чиновники и хотят возместить сейчас федеральными деньгами.


В общем, грандиозный проект магистрали «Центральная» снова поставили на паузу. И на этот раз пауза может затянуться: с учётом событий последних месяцев вряд ли стоит ждать поддержки пафосных многомиллиардных проектов со стороны федерального центра.

Новости на Блoкнoт-Самара
самарамагистраль ЦентральнаяАзаровПивкин
0
0
s8