Самара Пятница, 22 ноября
Экономика, 25.05.2021 14:36

Транспортную «библию» Самары и Тольятти пишут сказочники

Транспортную «библию» Самары и Тольятти пишут сказочники

По косвенным признакам видно, что транспортная схема Самарско-Тольяттинской агломерации нужна только ее разработчикам и непосредственным заказчикам, но не жителям нашего региона

Губернатор Дмитрий Азаров на днях дал поручение представить до 1 июля текущего года комплексную транспортную схему (КТС) Самарско-Тольяттинской агломерации. Это не просто документ бумажным объемом в десяток плотных томов, а очень глубокая цифровая система, которая на 10 лет вперед должна обрисовать общие перспективы и подсказать конкретные решения для всех сфер нашей жизни, где так или иначе фигурирует слово «транспорт». Функционал максимально широкий. Если очень кратко и тезисно, то в теории схема укажет, где нужно просто поставить дорожный знак, а где появится направление для строительства новой железнодорожной ветки.

Kts1.jpg

Главным получателем выгоды должна стать вся агломерация – два крупнейших города Самарской области и прилегающие к ним муниципальные районы с населением до 2,7 млн человек. От рядового пассажира, водителя и до крупнейших объектов промышленности и экономики. Но пока нет ни сроков запуска КТС, ни источников финансирования проектов, заложенных в неё, ни ответственных лиц. Больше того: уже на этапе разработки в схему зачем-то были включены транспортные проекты, которые либо давно потеряли актуальность, либо не могут быть реализованы по «земным» причинам. Это, к слову, один из косвенных признаков того, что система создается не для реальной работы, а «для галочки» и освоения средств.

По состоянию на «здесь и сейчас» основным получателем выгоды (преимущественно – материальной) является не Самарско-Тольяттинская агломерация, а конкретное учреждение – Российский дорожный научно-исследовательский институт. Именно эта структура разрабатывает КТС уже больше года, и она весьма авторитетна в кругу себе подобных. К РосдорНИИ применим общий принцип для всех таких контор: очень много транспортной теории (часто – с уклоном в фантастику), которая далеко не всегда бьется с практикой.

За примером далеко ходить не надо. В рамках будущей КТС опять предлагается запустить по железной дороге аэроэкспресс из Самары в аэропорт Курумоч. За последние 10 лет было две попытки организовать доставку самарцев и гостей города к авиатерминалу. Обе провалились через несколько недель после старта по многим причинам: как техническим (например, слишком неудобное расположение пассажирской платформы относительно терминала аэропорта), так и экономическим (расточительно возить воздух, а пассажиропотоков, адекватных для аэроэкспресса в Самарской области просто нет). Да и вообще, наш международный аэропорт размещен так, что к нему проще добираться автомобильным транспортом.

Kurumoch27.jpg

Не разобравшись толком в экономике этого маршрута и технических возможностях ветки в Курумоч, разработчик КТС предлагает не просто вернуть аэроэкспресс, но и сделать на нем тактовое расписание в течение всего дня. И, естественно, теоретики из РосдорНИИ никак не отвечают на вопрос, кто же будет оплачивать этот заведомо провальный «банкет»?

Судя по отдельным черновикам КТС, пример такого «профессионального» подхода там не единственный.

Любопытно вспомнить, что в 2012-2013 гг. власти Самары и Тольятти по отдельности уже заказывали две транспортных модели у компаний, аналогичных РосдорНИИ. По мнению некоторых экспертов-транспортников, обе модели в итоге были реализованы не более чем на 50%, а к сегодняшнему дню давно потеряли актуальность. Любопытно, что даже та старая модель восьмилетней давности, внедренная в Самаре, положительно отличалась от будущей КТС Самарско-Тольяттинской агломерации тем, что не предлагала наступать на одни и те же грабли раз в пять лет.

К сожалению, но уже на этапе подготовки комплексная транспортная схема показывает лишь частичную жизнеспособность. Да и составляется она по классическим для этой узкой профессиональной нише лекалам, где всегда очень много ярких красок и впечатляющих цифр. А также возможностей для того, чтобы реальная стоимость этих трудов была максимально непрозрачной.

Читайте также: Эксперты скептически оценили мечты губернатора Азарова об электропоезде «Ласточка» Самара - Тольятти.

Новости на Блoкнoт-Самара
транспортСамараТольяттиДмитрий Азаров
0
0