Самара Суббота, 20 апреля
Общество, 22.05.2021 14:51

Эксперты скептически оценили мечты губернатора Азарова об электропоезде «Ласточка» Самара - Тольятти

Эксперты скептически оценили мечты губернатора Азарова об электропоезде «Ласточка» Самара - Тольятти

«Во-первых, это красиво» – так часто говорят, когда нечего ответить на вопрос о прикладном смысле и экономической эффективности какого-либо проекта. Как нельзя точно эта фраза применима к совместной инициативе Куйбышевской железной дороги и правительства Самарской области о тестовом запуске новейшего электропоезда ЭС2ГП «Ласточка» на участке от Самары до Тольятти. Накануне, 20 мая, в том числе и об этом договорились губернатор Дмитрий Азаров и начальник КбшЖД Вячеслав Дмитриев в ходе традиционной отраслевой конференции.

Ряд экспертов, связанных с эксплуатацией железнодорожного транспорта, специально для «Блокнота Самары» сформулировали несколько важных тезисов и сделали вывод по озвученной теме.


Тезис № 1

К сожалению, но «Ласточка», это красивое и функциональное дитя немецкого «Сименса» и завода «Уральские локомотивы» из Свердловской области, экономически эффективна только при полном использовании ресурса, заложенного в нее: скорость до 160-170 км/ч и пассажировместимость 400 и более человек. Ни железнодорожная инфраструктура, ни общая логистика, ни пассажиропоток на так называемом Жигулевском ходу (однопутка вдоль Волги от Самары в направлении Тольятти) не заточены под все возможности «Ласточки», ради которых она, собственно, и создавалась.

"Ласточка» будет курсировать между Самарой и Тольятти (Жигулевское море) - об этом заявил губернатор Азаров

Тезис № 2

Стабильный и достаточный поток пассажиров обеспечен только на третьей части всего маршрута: от станции Самара до – максимум – станции Курумоч (да и то с оговорками). Для объективного тестирования было бы достаточно погонять новейший электропоезд только на этом участке (если уж выбрано направление именно на Тольятти, а не на Сызрань или Похвистнево, где пассажиропотоки значительно выше). Остальные две трети маршрута «Ласточка», цена которой около 500 млн рублей (в зависимости от количества вагонов и их комплектации), чаще будет возить воздух, чем пассажиров – при этом износ узлов и агрегатов электропоезда никто не отменял, а текущее обслуживание новейшего подвижного состава тоже стоит немалых денег.

"Ласточка» будет курсировать между Самарой и Тольятти (Жигулевское море) - об этом заявил губернатор Азаров

Тезис № 3

В Тольятти электропоезд прибывает (и отправляется обратно в Самару) на станцию Жигулевское Море. Она логистически неудобна для подавляющего большинства пассажиров. Станция не просто расположена на дальней тольяттинской окраине, но и городской наземный транспорт из других (наиболее населенных) районов города привязан к ней минимально.

Тезис № 4

И без того небольшой пассажиропоток окончательно сводится к мизеру неудобным расписанием движением электричек. Прибытие в Тольятти, как и обратное отправление, не совсем адекватно (мягко выражаясь) и является предметом многолетних споров между пассажирами и АО «Самарская пригородная пассажирская компания» – структурой, которая занимается пригородными железнодорожными перевозками в нашем регионе. Больше того: рейсов из Самары в Тольятти всего три и только один из них (вечерний) можно считать относительно удобным. В обратном направлении – аналогично.

Тезис № 5

Конкретно на постоянной основе «Ласточку» планируют тестировать впервые в Самарской области, однако ранее новый электропоезд уже выполнял разовые тестовые рейсы из Самары в Саранск (январь 2021 года) и в Сызрань (август 2018 года). Были опубликованы почти все экспертные выводы в адрес тестируемой «Ласточки» – о комфортабельности, о скорости, о времени в пути, о наиболее востребованных остановках на маршруте и так далее. Кроме одного вывода – о том, какова экономика эксплуатации новейшего электропоезда в условиях отдельно взятой Самарской области. В случае запуска «Ласточки» на пригородном сообщении между Самарой и Тольятти эта экономика будет еще более загадочной. Чтобы остались довольны и перевозчик (КбшЖД + Самарская ППК), и пассажир – правительству региона придется в ручном режиме компенсировать разницу между утвержденным тарифом на перевозки и себестоимостью одной поездки на современной, но недешевой «Ласточке».

Вывод

Эксперты, опрошенные «Блокнотом», сошлись в общей оценке. Увы, но по состоянию на 2021 год Самарская область по многим параметрам, в том числе экономическим, не готова для постоянной эксплуатации нового поколения электропоездов. Если только в тестовом режиме и не более одной «Ласточки». Так что – вопреки надеждам Куйбышевской железной дороги и пассажиров – после тестирования эта современная электричка от «Уральских локомотивов» с вероятностью, близкой к 100%, покинет наш регион.

Новости на Блoкнoт-Самара
ЛасточкаСамараТольяттитранспортжд
0
0