Самара Суббота, 20 апреля
Экономика, 05.06.2021 14:05

Транспортники о плюсах и минусах троллейбусов «Адмирал», которые скоро начнут обслуживать самарцев

Транспортники о плюсах и минусах троллейбусов "Адмирал", которые скоро начнут обслуживать самарцев

Транспортники спорят, что лучше для Самары: троллейбусы из Минска, или из Энгельса?

Эксперты-транспортники разделились на два лагеря. Первые считают, что самарцам навязали «нужного» производителя троллейбусов - ООО «ПК Транспортные системы» (ПК ТС). Напомним, до конца июня они должны поставить в Самару 22 новых "Адмирала". Вторые говорят о том, что "Адмирал" - это серийная, обкатанная модель, поэтому выбор вполне логичен.

Троллейбусы "Адмирал" – продукт ООО «ПК Транспортные системы» (ПК ТС). В собственности этой структуры находятся три крупных завода по производству электротранспорта – в Твери, Санкт-Петербурге и Энгельсе (Саратовская область).

admiral_2020_1300_500_jpg_0_80.jpg

"По ряду обстоятельств можно предположить: Самаре откровенно навязали этого производителя. Причем, если эти подозрения верны, обидно должно быть как городским электротранспортникам (МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление»), так и пассажирам, - считает собеседник "Блокнот-Самара", который внимательно следил за обновлением подвижного состава общественного транспорта в регионе. - Почему такие пессимистичные выводы? Хотя бы по той причине, что каждая машина обойдется недешево – примерно в 20 млн бюджетных рублей".

Закупка новой техники состоялась через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). Именно эта структура до 19 мая текущего года собирала заявки от производителей для заключения контракта. А спустя меньше двух недель уже был объявлен победитель – ПК ТС.

"Но особенно впечатляет другое условие: производитель обязан отгрузить троллейбусы в региональную столицу не позднее 30 июня 2021 года, - продолжает эксперт-транспортник. - Иными словами, с последнего дня приема заявок на контракт и до последнего дня поставки троллейбусов пройдет меньше полутора месяцев. С момента же подведения итогов срок составляет и вовсе ровно один месяц".

За последние годы ПК ТС стала основным поставщиком сотен и сотен новых трамваев и троллейбусов во многие крупные города страны. Учитывая загруженность основного троллейбусного завода этой компании в городе Энгельс, собрать с нуля 22 машины будет проблематично. Скорее всего, готовые кузова вместе с электрооборудованием собраны для Самары заранее, а сейчас на них осталось приклеить заводскую табличку.

bkm.jpg

"Это косвенно указывает на то, что производитель техники под самарский контракт был определен задолго до окончания приема заявок, - замечает собеседник издания. - ПК «Транспортные системы» еще в 2020 году фигурировала в подобных скандалах. Иваново, Омск и Санкт-Петербург стали крупнейшими городами, куда ПК ТС поставила новые троллейбусы. Текущим летом и осенью список пополнят Самара и Саратов. Любопытно, но еще весной, задолго до окончания приема заявок на заключение контракта, в Саратов прибыл для обкатки и опытных испытаний новенький «Адмирал» от ПК ТС. От испытаний троллейбусов других производителей наши соседи из Саратова вежливо отказались без объяснения причин".

Отдельные транспортники пишут о том, что продукция ПК ТС считается сложной в обслуживании и эксплуатации по причине большого количества электронных компонентов и уникальных запасных частей.

"В Омске уже сейчас столкнулись с тем, что многие детали «Адмиралов» не унифицированы, к ним сложно подобрать замену, и – кроме того – глубокие ремонтные работы нужно согласовать с производителем. Из-за вынужденного простоя в депо и слишком долгого гарантийного обслуживания многие омские троллейбусы от ПК ТС не перевозят пассажиров и не зарабатывают деньги. Но платить за нерабочие машины из бюджетных средств нужно исправно и ежемесячно", - такой грустный сценарий собеседники "Блокнот-Самара" предрекают и для будущих самарских «Адмиралов».

Однако не все транспортники настроены столь категорично.

"Троллейбусы "Адмирал" - серийная, обкатанная модель, так что выбор вполне логичен. А что ещё покупать? - интересуется у коллег председатель правления самарского областного Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов. - Больше серийных производств и нет, кроме Минска, Энгельса и Уфы. Уфимская продукция не может похвастаться массовостью, а значит, вероятны проблемы с запчастями и ремонтом, особенно в свете прошедшей реорганизации после банкротства".

Впрочем, Ишмуратов честно признаётся, что, если бы право выбирать троллейбусы для Самары было у него, то он отдал бы предпочтение производителю "Белкоммунмаш" (БКМ).

"Но ситуация в Белоруссии нестабильная, и я понимаю, почему выбор сделан в пользу ПК ТС", - заметил Ишмуратов. 

Коллеги Ишмуратова тоже говорят о том, что в стороне остались основные конкуренты ПК ТС – заводы «МАЗ» и «Белкоммунмаш» из Минска, а также Уфимский трамвайно-троллейбусный завод со своей маркой троллейбусов «Горожанин».

"Например, белорусские производители давно и хорошо зарекомендовали себя на самарских улицах. Прямо сейчас в городе эксплуатируется не один десяток этих машин. Есть и продукция «МАЗ». Судить о качестве техники от ПК ТС транспортникам региональной столицы пока придется по чужим отзывам, а учиться – на своих ошибках, уже в процессе эксплуатации троллейбусов из Энгельса", - говорит один из экспертов.

Один из крупнейших городов России, где эксплуатируются троллейбусы «Адмирал», - Омск. В прошлом году там по аналогичной схеме закупили 62 троллейбуса этой модели. Известный омский общественник, доцент кафедры Омского государственного технического университета (ОмГТУ) Игорь Федоров неоднократно высказывался об особенностях эксплуатации троллейбусов от ПК «Транспортные системы»:

«Очень плохо, что закупка «Адмиралов» состоялась без учета мнения городских властей, а главное – тех, кто реально эксплуатирует новую технику. Из-за множества современных технологий, применённых в производстве этой модели, а также конструктивных особенностей, в Омске, как и в любом нестоличном городе России, не хватает специалистов нужной квалификации. Это важно для своевременного обслуживания и ремонта троллейбусов. Если, допустим, какой-то вандал разбил стекло, то машина автоматически встает на прикол в депо. Или поломка чувствительной электроники. Или нужна новая запчасть. Во всех случаях приходится ждать помощи от производителя, а это слишком большие сроки. Производитель «Адмиралов» сделал упор на инновации и оригинальность деталей, и всё это в небогатых российских городах не справилось с местными реалиями эксплуатации".

Фото: БКМ и ПК ТС.
Новости на Блoкнoт-Самара
транспортСамаратроллейбусАдмиралАндрей ИшмуратовБКМ
0
0