«Ломик всемогущий!»: над «высокими» технологиями самарского трамвая смеется вся страна
Самарские «технологии» XXI века
Водители рискуют жизнями, пассажиры опаздывают, трамвай теряет прибыль. А стыдно почему-то опять не тем, кто может изменить ситуацию.
Трамвайное хозяйство Самары состоит из 25 маршрутов, 423 вагонов и 166 километров путей. Трамвай заслуженно признан главным городским транспортом областной столицы. Но на всей этой огромной сети существует всего два места, где на рельсах установлены автоматические стрелки, которые быстро и комфортно переводят вагоны с одного пути на другой. Остальные десятки стрелок переводятся в ручном режиме. Водитель останавливает трамвай, берет в руки обычный ломик, выходит на проезжую часть и сдвигает рельс в нужном направлении. В жару и в мороз, в дождь и в снег. Задерживаются рейсы, вагоны полностью блокируют движение на загруженных перекрестках, создавая пробки на пустом месте, а водители трамваев каждый день рискуют попасть под колеса другого транспорта.
Недавно «Блокнот-Самара» рассказывал, в каком пугающем состоянии находится половина всех трамвайных путей в городе. Около 80 километров рельсового полотна нуждается в ремонте или замене, капитальными работами на многих участках не занимались десятилетиями, а массовой установкой автоматических стрелок – вообще никогда за всю 106-летнюю историю самарского трамвая.
Удивительно, но в 2021 году регулярность, надежность и качество перевозок на одной из крупнейших трамвайных систем в России до сих пор зависят от банального ломика. В других региональных центрах, где работает рельсовый транспорт, смотрят на Самару насмешливо и с недоумением. Впрочем, на плохой транспортный имидж столицы нашей области можно наплевать, как это периодически и делают. Однако из-за отсутствия автоматических стрелок Трамвайно-троллейбусное управление (ТТУ) каждый год упускает прибыль в десятки миллионов рублей.
За Самару в целом и городской трамвай в частности стыдно только общественникам, пассажирам и рядовым сотрудникам ТТУ – водителям, кондукторам, путейцам
В частности, источник «Блокнот-Самара» поделился личной экономической оценкой: одна автоматическая стрелка может сократить убытки ТТУ на 3 млн рублей в год, а целый перекресток с автоматическими стрелками – на сумму от 6 до 9 млн рублей. Тоже ежегодно.
«Таких мест, где работают стрелки-автоматы, в городе сейчас всего два. Скоро будет три. А нужно – условно – тридцать. Это только точки на карте, а самих стрелок необходимо хотя бы 90–100. Вот и посчитайте, скольких миллионов недосчитывается предприятие. У ТТУ своих денег на массовую закупку автоматических стрелок нет, каждая из них стоит в пределах 8–11 млн рублей. Но и большого желания заниматься этой проблемой не видно! Необходимость установки автоматических стрелок редко появляется в городском информационном поле, об этом мало кто говорит. Даже при отсутствии в бюджетах денег никто не мешает подогревать тему», – объяснил наш собеседник.
В Трамвайно-троллейбусном управлении отметили, что предприятие действительно не располагает денежными средствами на приобретение дорогостоящих автоматических стрелок.
А позже дополнили:
Те два узла, где все же используются стрелки-автоматы, появились в Самаре в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Это перекресток Московского шоссе и улицы Ташкентской и разворотное кольцо трамваев возле стадиона «Самара Арена». Еще один перекресток с автоматическими стрелочными переводами появится примерно через три месяца – на углу улиц Ново-Садовой и Ново-Вокзальной, в июле там уже начались ремонтные работы.
Самарские транспортники нам рассказали, что монтаж автоматических стрелок на пересечении Ново-Садовой и Ново-Вокзальной нельзя считать началом системной модернизации стрелочных переводов:
«К сожалению, это была разовая история. И очень жаль! Реконструкцию путевого развития в этом месте утвердили благодаря личному участию бывшего заместителя председателя областного правительства Александра Карпушкина. К сожалению, он умер в прошлом году, и пока не наблюдается других лоббистов такого высокого уровня, кто бы не для вида, а предметно интересовался реальным состоянием трамвайных путей в Самаре», – уточнили наши эксперты.
И отдельно добавили, что не так давно был сверстан предварительный план по ремонту и модернизации путевого хозяйства ТТУ:
«Замена ручных стрелок на автоматы там не значится. Ни в текущем году, ни в последующие два года».
Водитель останавливает трамвай, берет в руки обычный ломик, выходит на проезжую часть и сдвигает рельс в нужном направлении.
О том, какой бардак десятилетиями (!) творился на перекрестке Ново-Садовой и Ново-Вокзальной, где сейчас меняют стрелки, «Блокнот-Самара» сообщил другой источник – известный самарский общественник, председатель городского Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов:
«Там была совсем жесть: вожатому нужно было дождаться пешеходного светофора, перейти дорогу, перевести стрелку вручную, дождаться пешеходного светофора опять, потом сесть в кабину, дождаться уже светофора на дорогу и после этого ехать».
«Есть много других трудных участков. Например, на пересечении улиц Красных Коммунаров и XXII Партсъезда. Трамвай останавливается для перевода стрелок и перекрывает движение по автомобильному кольцу: никуда не едут ни пассажиры трамвая, ни прочий транспорт. Здесь тоже нужна автоматическая стрелка, но это даже нигде не обсуждалось. А вообще-то в XXI веке просто стыдно переводить стрелки ломиком. Мы имеем дело с глубоким непониманием властями целей и задач транспортной политики, неправильной расстановкой приоритетов», – с большим сожалением отметил Ишмуратов.
Получается, что за Самару в целом и городской трамвай в частности стыдно только общественникам, пассажирам и рядовым сотрудникам ТТУ – водителям, кондукторам, путейцам. Тем же, от кого зависят принципиальные политические, финансовые и технические решения – похоже, совсем не стыдно. Они, во-первых, не переводят стрелки ломиком, а во-вторых, не слышат по этому поводу справедливых насмешек в адрес Самары со стороны как гостей нашего города, так и профессиональных транспортников из Казани, Саратова, Нижнего Новгорода, и далее – все региональные центры России.
Одна автоматическая стрелка может сократить убытки ТТУ на 3 млн рублей в год, а целый перекресток с автоматическими стрелками – на сумму от 6 до 9 млн рублей