Отломанную фигурку шишиги на площади Славы в Самаре вернули на место и... намазали ладаном
Фигурку шишиги вернули на место. Фото: «Честная Самара», «Вконтакте»
Читайте также:
- В Самаре презентовали туристический код города с шишигами (01.10.2024 16:22)
- Православные против шишиг: в Самаре хотят «поселить» мифологических персонажей (20.09.2024 11:21)
- Символы родного края: 172 года назад была образована Самарская губерния (13.01.2023 16:30)
Скандальные фигурки шишиг-летунов начали устанавливать на улицах Самары в ноябре. Но до сих пор они не дают покоя жителям города.
Спустя пару недель после установки одну из фигурок на площади Славы украли. На днях шишигу вернули обратно, но теперь фигурку решил освятить ладаном общественник Дмитрий Гуренков. Так он собрался изгнать эту, по его словам, нечисть из Самары.
Шишиги в фольклоре считаются представителями нечистой силы. И даже добрая сказка про лунный свет, сочинённая авторами идеи, их не спасла.
Споры вокруг этих выдуманных персонажей возникли сразу после презентации. Сначала возмутились православные, обратив внимание, что в мифологии шишиги являют собой души недавно умерших и в том числе детей. Вслед за ними всколыхнулась и вся общественность.
Дмитрий Гуренков намазывает шишиг ладаном. Видео: Дмитрия Гуренкова
И дело тут не только в мифологии и нечистой силе. А ещё и собственно в культурном коде, который они и должны представлять на самарских улицах.
«Ведь это от и до выдуманные существа с только что придуманной (на коленке) «биографией», – жительница Самарской области Ирина. – Они не имеют никакого отношения к Самаре и области. Так называемая сказка авторов этой идеи – тоже взята с потолка. Да, там фигурирует Самарская Лука, где шишиги-летуны собирают лунный свет. Но с таким же «успехом» – это мог быть любой другой заповедник в стране или мире. Сюжет лишён исторического контекста. И главное – зачем изобретать велосипед? Сама по себе идея установки символов города на улицах – очень хорошая. Но символ должен что-то говорить о городе. К шишигам налепили крылья, чтобы отразить ещё и авиастроение, промышленность, технический прогресс? Получилось нелепо.
А ведь у нас есть свои символы, можно сказать, исконно самарские – например, дикая белая коза или косуля, изображённая на гербе области. Почему бы не использовать его? Скульптура козы стоит в Струковском парке в Самаре и на Могутовой горе в Жигулёвском заповеднике. Или, например, даже взять сердечко с контурами как на карте – сама природа нам подарила этот символ! Да даже просто ракета подошла бы больше!».
Российский флаг на горе Могутовой рядом со скульптурой козла. Фото: «Честная Самара», «Вконтакте»
Похожее мнение высказала самарская писательница Мария Пашинина:
«Всё бы ничего, да только шишига в фольклоре – нечисть, и это ещё мягко сказано. Лично я как женщина, мама, горожанка в некотором смятении (и это тоже мягко сказано) от того, почему в нашем городе должны появиться эти фигурки.
Я понимаю, цель – сделать город интереснее для туристов. Понимаю обоснование – уже придумана сказка-легенда про лунный свет. Но почему выбрано именно это название – шишига? Может, пока не поздно, поменять его на другое? Что-то более доброе и светлое?
А вообще, если бы меня спросили по поводу нашего культурного кода, я бы сказала, что это самарская глиняная игрушка Лоры Городецкой – её козочка «Душа Самары», купчихи-мамочки, медвежата, цветущие яблони, самарские окошки. Вот уж где свет, любовь и доброта в избытке. Эти фигурки на улицах точно был прибавили харизмы и уникальности нашему городу.
Но пока имеем то, что имеем. Надеюсь, концепция сменится, и летуны останутся, но уже с другим смысловым содержанием».
Глиняная игрушка Лоры Городецкой. Фото: соцсети
Глиняная игрушка Лоры Городецкой. Фото: соцсети