Самара Суббота, 04 февраля
Общество, 19.08.2021 15:15

Ветеран ВАЗа рассказал, как Горбачёв помог Тольятти выжить после краха СССР

Ветеран ВАЗа рассказал, как Горбачёв помог Тольятти выжить после краха СССР

Михаил Горбачёв и первый президент ВАЗа Виктор Поляков (слева от президента СССР) осматривают новенькую «семёрку»

Сегодня исполняется 30 лет событиям в Москве, названным чуть позже Августовским путчем. Это была попытка государственного переворота, которая формально не удалась – юридически Советский Союз существовал еще четыре месяца. Фактически же 19 августа люди проснулись в другом государстве. Одной из ключевых фигур в той истории стал первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв.

И тогда, и сейчас многие проклинают Михаила Сергеевича за то, что не проявил твердость характера, самоустранился от волевых решений, изолировался от президентской ответственности в Крыму и, как сказали бы сейчас, просто «слил» огромное государство. 

gorbi2.jpg 

Главный конструктор Волжского автозавода Георгий Мирзоев показывает Михаилу и Раисе Горбачёвым перспективные модели автомобилей

А вот в Тольятти последнего главу Союза вспоминают с теплотой. За четыре года до путча он единственный раз за время своего президентства посетил Куйбышевскую область. В первую очередь он поехал на Волжский автозавод. Визит Горбачева был целевым. Чуть раньше ВАЗ просил у государства деньги на строительство научно-технического центра (НТЦ) для разработки новых моделей.

Известный ветеран ВАЗа Юрий Целиков рассказал «Блокнот-Самара» о причинах, побудивших заводчан обратиться к высоким властям:

«Дело в том, что инженерный и технический ресурс, заложенные при строительстве автогиганта итальянцами из концерна «FIAT», предусматривал только модернизацию уже выпускаемых моделей автомобилей, но не разработку новых. А без новых моделей завод просто топтался бы на одном месте, отставая в развитии. Нельзя же вечно производить одно и тоже, нужен был свой научный центр, инженерный мозг».

tselikov2.jpg 

Известный тольяттинец, ветеран ВАЗа Юрий Целиков считает, что главный итог визита в Тольятти Михаила Горбачёва – создание научно-технического центра и новые модели автомобилей, которые помогли заводу выжить

Однако с деньгами в советской стране тогда уже было не очень, а НТЦ – удовольствие дорогое. Отдельные государственные министры были против выделения средств и призывали Горбачёва игнорировать просьбы заводчан – мол, у ВАЗа и так все хорошо. Устав от бюрократических битв, тольяттинцы привели Михаилу Сергеевичу последний и самый весомый аргумент. В 1986 году около 40% машин автозавод отправлял на экспорт, а в середине 1980-х Советский Союз очень нуждался в чистой валюте, на которой во многом и держалась экономика страны. И президент СССР решил лично убедиться, насколько строительство НТЦ сможет увеличить приток валютных денег в бюджет государства.

Горбачёв прибыл на ВАЗ вместе с супругой Раисой Максимовной. Вместо кабинетных совещаний он предпочел решать вопросы непосредственно на производстве. Посмотрел управление главного конструктора, испытательный трек, дизайн-центр и много общался с рабочими.

Раиса Горбачёва задавала людям бытовые вопросы. Например, о том, как решается вопрос с жильем для молодых специалистов. Также спрашивала, каковы у заводчан условия труда. Её муж, помня о цели визита, интересовался у дизайнеров и конструкторов, какие конкретно модели они планируют создавать в случае, если решение о строительстве НТЦ всё-таки будет принято. Горбачеву показали несколько макетов.

tselikov3.jpg 

Патриот ВАЗа Юрий Целиков стал одним из первых покупателей LADA Kalina, когда модель поставили на производство 

В 1986 году первый генеральный директор ВАЗа Виктор Поляков уже занимал высокий пост министра автомобильной промышленности СССР. Он предложил Горбачёву познакомиться с машинами, которые давно стоят на производстве и успешно продаются как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Очевидцы свидетельствуют, что Михаил Сергеевич оглядел трек, где в тот момент испытывались новые ВАЗ-2107, и указал на случайную «семёрку». Конечно же, случайных машин на треке не было, все они были заранее подготовлены к приезду московской делегации. От предложения совершить круг почета за рулем «Жигулей» президент отказался, но, говорят, в салоне все же посидел и несколько раз нажал на клаксон.

«На самом деле с продукцией ВАЗа Горбачёв был знаком. Вместе с Раисой Максимовной они приобрели для своих дочери и зятя новенькую «восьмёрку». Понятно, что завод мог просто подарить президенту этот автомобиль, но Горбачёв сходу отказался и его семья купила машину по рыночной цене. Это было показательно!» – Юрий Целиков вспомнил ещё один эпизод, связанный с визитом главы СССР. В 1986 году Юрий Кузьмич занимал должность заместителя главного инженера центра запасных частей ВАЗа.

tselikov1.jpg 

Юрий Кузьмич вспомнил, какую именно фразу, ставшую знаменитой, сказал в Тольятти глава Советского Союза: «ВАЗ должен стать законодателем моды мирового автомобилестроения»

Во многих источниках ветераны автозавода сообщают, что именно в Тольятти Михаил Горбачёв впервые произнес слово «перестройка». Это понятие, как известно, красной нитью прошло через последние годы существования Советского Союза и разошлось по миру как символ политических изменений, начатых при Михаиле Сергеевиче. На самом деле это не более чем легенда. Впервые о перестройке и гласности Горбачёв сказал в Ленинграде и на год раньше.

gorbi3.jpg 

Президент СССР решил лично убедиться, насколько строительство НТЦ ВАЗа сможет увеличить приток валютных денег в бюджет государства

«Была другая фраза, ставшая знаменитой в последующие несколько лет. Он произнес: «ВАЗ должен стать законодателем моды мирового автомобилестроения». Нам казалось, что это не просто пожелание, а задача, поставленная перед коллективом завода. Звучало очень амбициозно. И естественно, слова Горбачёва означали: научно-техническому центру ВАЗа и новым моделям – быть! Решение принято в нашу пользу! Это и есть самый главный результат визита президента СССР в Тольятти. НТЦ был построен, благодаря чему автозавод в последующие 20 лет самостоятельно, без посторонней помощи, разработал и запустил в производство все свои новые модели. В том числе и те, которые вытащили ВАЗ в 1990-е годы, помогли выжить, стали популярными и по-настоящему народными», – подвел итоги того памятного визита Юрий Целиков.

Повторимся: несмотря на неоднозначные оценки политики и действий Михаила Горбачёва на президентском посту, в Тольятти его вспоминают лояльно. Он приложил руку к тому, что градообразующее предприятие смогло развиваться и после распада Советского Союза. Новые модели, созданные в НТЦ, обеспечили работой десятки тысяч горожан. Сам того не подозревая, своим решением в 1986 году Горбачёв обеспечил тольяттинцам – в отличие от жителей многих других городов – хорошие условия для жизни в новой России. В стране, которой сегодня по факту, а не по паспорту исполнилось 30 лет.

Новости на Блoкнoт-Самара
Михаил ГорбачёвЮрий ЦеликовСССРПерестройкаАвтоВАЗВиктор Поляков
1
2
<--script src='https://ru.viadata.store/tag/load.js?sid=105726' defer charset='UTF-8' >
s8