Узнали, что думают самарские учителя о поручении Путина сократить число контрольных работ в школах
Президент РФ Владимир Путин поручил сократить количество контрольных и проверочных работ в школах. Фото: Юрий Стрелец
Недавно в инфополе прозвучало поручение президента РФ Владимира Путина сократить количество контрольных и проверочных работ в школах. На сайте Кремля указывается, что поручение дано, «исходя из необходимости сохранения здоровья учащихся».
«Блокнот-Россия» уже обращался за комментариями к педагогу, чтобы оценить идею президента. Самарская редакция также решила узнать, что думают по этому поводу местные учителя.
В основном педагоги недоумевают, почему решением такого вопроса занимается именно президент. «Во-первых, есть не одно профильное ведомство. Есть Министерство просвещения, есть Министерство науки и высшего образования, есть Рособрнадзор. Каждое из них делает школам определенные предписания и указания», – рассказала учитель русского языка и литературы одной из школ Самарской области Ирина Леонтьева (имя и фамилия изменены).
«Я думаю, что сколько давать проверочных работ, каких и когда – решает учитель. Он исходит из темы, темпа класса, своего понимания организации учебного процесса», – поделилась своим мнением учитель одной из самарских школ Алёна Давыдова.
Оценивать эффективность учебного процесса должны не чиновники, а прежде всего педагогический коллектив школы, считают учителя. Фото: Юрий Стрелец
Учитель Елена Лапенко (имя и фамилия изменены) считает, что «за» подобное поручение могут выступать лишь те, кому все равно, каких результатов будут добиваться ученики. «Кроме плановых контрольных и мониторингов учителя проводят небольшие самостоятельные работы по одной-двум темам. Их проводят для точечной проверки знаний, стимулирования учеников к доучиванию и так далее. Если уменьшить количество плановых контрольных, это не сильно снизит нагрузку на учителя, так как тот, кто хочет «держать учеников в тонусе», все равно будет проводить небольшие проверочные», – отметила Елена Лапенко.
Кроме того, для исполнения поручения придется проделать кучу бумажной работы. При этом по сути мало что поменяется.
«Мы, конечно, перепишем программы, календарно-тематическое планирование, положения, учебные планы. Уберём плановые контрольные работы. Но если учителю писать с детьми Всероссийские проверочные работу и сдавать экзамены, то проводить срез знаний он будет и в соответствии с планом, и по необходимости проверки», – посетовала Елена Лапенко.
Дополнительные препоны создает и наличие разнообразия учебных программ. «Количество контрольных работ и их расписание всегда находилось в сфере ответственности школы. Программа в условной школе №1, предусматривающая контрольные в определенные периоды после завершения определенных тем, может не совпадать с таковой в условной школе №2, где темы могут изучаться в несколько другом порядке или несколько ином объёме. Тогда контрольные проводятся в ином режиме и по иному расписанию. То, что спускается сверху, всего лишь дополнительные контрольные», – рассказала Ирина Леонтьева. По ее словам, внутренние контрольные не создают дополнительной нагрузки на учителей и учеников и выстроены в соответствии с определенными рекомендациями – не больше одной контрольной в день у каждого класса.
По мнению учителей, внутренние контрольные не создают дополнительной нагрузки на учителей и учеников. Фото: Юрий Стрелец
Кроме того, приказ президента можно истолковать по-разному. «Нужно понимать, что во время подготовки к Всероссийским проверочным работам (ВПР) весь учебный процесс летит насмарку, там уже и речи не идёт ни о каких нормативах. Учитель в эти периоды не учит детей своему предмету, а готовит детей к ВПР. Она проводится в марте-апреле, когда учебный год не закончен, а как можно контролировать изучение предмета за такой-то класс, если обучение еще продолжается. Это абсурд. Если высказывание президента будет понято в таком ключе, что нужно решить ситуацию с ВПР, то это, разумеется, огромный плюс. Если же оно будет понято так, будто нужно убрать школьные контрольные, оставив ВПР, это вызовет следующие вопросы: как проводить контрольные срезы и как оценивать знания учеников и выявлять пробелы», – объяснила проблему Леонтьева. По её словам, нас ждёт очередное изменение, которое не будет учитывать ни интересы учеников, ни интересы родителей, ни интересы учителей.
Алёна Давыдова считает, что оценивать эффективность учебного процесса должны не чиновники, а прежде всего педагогический коллектив школы, родители и сами дети. При этом не получится оценить его сиюминутно, для этого должно пройти время. «Сейчас учитель обязан тратить время на проведение и проверку работ, которые составили люди, не знакомые с его учениками. Они увидят результат только цифрой в большой таблице. А он должен будет отчитаться о том, как работает над тем, чтобы эта цифра стала выше. Хорошо ещё, что тем, кто не знает его детей, достаточно только отчёта».
Педагоги заявили: сколько давать проверочных работ, каких и когда – решает учитель. Фото: Юрий Стрелец