Самара Четверг, 25 апреля
Общество, 30.05.2021 20:47

У самарской набережной появится конкурент за 5,2 млрд руб

У самарской набережной появится конкурент за 5,2 млрд руб

У самарской набережной скоро появится конкурент за 5,2 млрд руб

Проект новой набережной в Тольятти уже сейчас, на начальной стадии, называют грандиозным все – от местных жителей до губернатора региона. Очень внимательно за этой масштабной стройкой следят и в других крупных городах Поволжья: Нижний Новгород, Казань, Саратов, Волгоград и Астрахань. Конечно же, самый высокий интерес проявляет Самара, где набережная считается одной из визитных карточек всей Волги и ей гордятся даже непробиваемые скептики. В областной столице переживают: не переплюнет ли новая прибрежная зона Тольятти знаменитую самарскую набережную? «Блокнот-Самара» не мог остаться в стороне. Сегодня мы рассказываем и показываем, что сейчас там происходит.
рендер2.jpg

Самарские туристы выходного дня, объездившие по третьему кругу наиболее заметные достопримечательности Тольятти, интересуются – когда они смогут посетить новую набережную? Да и вообще – имеет ли это смысл?

Во-первых, любая новая набережная в большом городе на великой реке – это всегда достопримечательность, которую нужно посетить хотя бы один раз.

Во-вторых, тольяттинская набережная – единственная «морская» на Средней Волге и Нижней Волге. Ширина Куйбышевского водохранилища (Жигулёвского моря) в этом месте достигает 10-15 км, в непогоду образуются по-настоящему морские волны, а противоположный берег просматривается узкой полоской на горизонте.

В-третьих, даже сейчас береговая полоса Автозаводского района Тольятти является малоизвестным туристическим местом и – прежде всего – для любителей экстремального отдыха и поклонников «заброшек». Потому что на деле это – крупнейший недострой в Самарской области площадью около 19 гектаров.

набережная2.jpg

Да, по формальным признакам там запланирована глубокая реконструкция существующего советского задела, однако, по сути, на месте разворачивается новая стройка в три очереди. 

Когда в Тольятти сделают новую набережную?

Первую очередь обещают сдать уже в декабре текущего года, а последнюю – в 2024 году. Учитывая масштаб мероприятия, в заявленные сроки верится с трудом (есть предпосылки). И по этой причине посмотреть на то, как осваиваются 5,2 млрд бюджетных рублей, самарские туристы смогут минимум через год, следующей весной. Тем же, кто предпочитает активный отдых, любит недострои либо скучает по духу Советского Союза, нужно поспешить – новодел наступает.
набережная4.jpg

Набережную Автозаводского района Тольятти начали строить в начале 1970-х. Занимался объектом Волжский автозавод как градообразующее предприятие. Белый, серый и красный гранит – благодаря тому, что ВАЗ не жалел деньги, из этих материалов выложили не только пешеходные спуски, а также ряд прочих архитектурных объектов, но и возвели подпорную береговую стенку (чисто утилитарное сооружение). Сейчас бы это наверняка назвали «нецелевыми расходами».

Кроме того, набережную озеленили редкими растениями из разных питомников страны, которые успешно прижились на новой земле. Флора и сейчас чувствует себя неплохо, хотя сильно одичала за прошедшие десятилетия.

По большому счету общая дороговизна советского проекта стала единственной причиной, по которой в Автозаводском районе Тольятти так и не завершили благоустройство трехкилометровой общественной зоны вдоль берега. В первый раз Волжский автозавод бросил заниматься этими территориями в 1985 году. Позже, уже в 1990-е, стройку продолжили, а окончательно она остановилась в 1997-м – тогда всю набережную передали на баланс города.
набережная6.jpg

Последние 20 лет до набережной никому не было дела, она фактически «уснула». Аккуратная когда-то растительность превратилась в неухоженные джунгли. Один за другим начали пропадать декоративные металлические ограждения (уральское литье по спецзаказу ВАЗа) и гранитные блоки (вероятно, переехали к кому-то на дачу). Песчаные пляжи стали похожи на свалку, разрушились все подземные коммуникации и малые архитектурные формы (МАФ), выполненные в стиле советского модернизма.

Громко и неприятно набережная Автозаводского района Тольятти напомнила о себе несколько лет назад, когда прямо под главным пешеходным променадом образовались провалы грунта. Средств на аварийный ремонт в скромном бюджете Тольятти не нашлось, и единственное, на что хватило местных возможностей, – обнести опасную зону забором.
Provaltlt.jpg

И вот – наконец! – назрела глобальная реконструкция за счет федерального и областного бюджетов. Пока, к слову, регулярно «реконструируют» только общую смету: буквально в мае она вновь подорожала на 50 млн рублей, а сам проект до сих пор не окончательный, и его продолжают корректировать.

Согласно опубликованной концепции, на новой набережной будет всё. Проще назвать то, чего проектировщики не предусмотрели. Обещают фонтаны, парки, смотровые площадки, «парящий» мост, сцену для проведения культурно-массовых мероприятий, два амфитеатра, танцплощадки, а также новую пляжную инфраструктуру и бассейн. И далее – парковки, общественный транспорт, кафе, точки проката велосипедов, самокатов, иного легкого транспорта и спортинвентаря. А еще – детские горки, МАФ и прочее монументально-декоративное искусство. И так далее, и так далее, и так далее.

рендер парящий мост и амфитеатр.jpg

Оценить черновой проект будущей тольяттинской набережной «Блокнот-Самара» попросил Виктора Синицина, дипломированного архитектора, сотрудника проектного бюро из Казани, который совсем недавно покинул родной Тольятти.

«Тот план развития, который принят в отношении набережной Автозаводского района Тольятти, впечатляет. Но пока он рисует и туристам, и местным жителям небесные кренделя, – делится впечатлением архитектор. – К примеру, «парящий» пешеходный мост, совмещенный со смотровой площадкой. На рендере он смотрится крайне эффектно, в Самаре такого нет и не предвидится. Или красивый и вместительный амфитеатр. Опыт подсказывает, что ближе к завершению стройки список «хотелок» будет сильно сокращен либо его реализуют весь, но пострадает качество. Подобные предположения основаны не на пустом месте. Еще свежи воспоминания о том, как в Тольятти на федеральные деньги строили парк в честь 50-летия Волжского автозавода. Объект стал скандально известен, выражаясь мягко, не самой высокой надежностью примененных строительных материалов. Что-то подобное можно сказать и про соседний с набережной Итальянский сквер. Или про исторический парк отдыха «Маяк». Сегодня все эти объекты выглядят невзрачно и серо, везде очень быстро проявились дефекты, устранять которые почему-то никто не спешит».

рендер3.jpg
 
Эксперт оценил и перспективы потенциальной борьбы набережных Самары и Тольятти за право называться лучшей в регионе.

«Самарская набережная гораздо более доступна и монументальна. Считаю, что и как часть городской среды она более функциональна, – резюмировал Виктор Анатольевич. – В Тольятти же есть проблемы и с доступностью (местная береговая зона географически оторвана от города и транспортных потоков), и с монументальностью (рендеры больше напоминают «туркострой» и «хайтек для бедных»), и с функционалом. А когда в столице региона, наконец, соединят две очереди набережной, то Самара досрочно – еще до начала какого-либо негласного соревнования – одержит победу».
Новости на Блoкнoт-Самара
СамараТольяттинабережнаяВолгаотдыхденьги
0
0