Самара Понедельник, 02 декабря
Общество, 06.09.2022 09:30

Традиции против инноваций: студентам из Самары разрешили сдавать экзамены по биометрии

Как сообщают "Ведомости", Минцифры предлагает на постоянной основе использовать для сдачи экзаменов в вузах биометрические данные студентов, то есть слепок лица и образец голоса. Предполагается, что так студенты смогут сдавать экзамены удалённо с помощью Госуслуг, которые задействуют данные из Единой биометрической системы (ЕБС).


ЕБС, Источник: Яндекс

Ведомство уже провело эксперимент в нескольких регионах страны и отчиталось об успехе, признав использование ЕБС успешным.

Как эта федеральная инициатива повлияет на жизнь студентов как по стране, так и в регионе? Об этом «Блокнот-Самара» рассказали преподаватели самарских ВУЗов (на условии анонимности), а также Александр Ураксин, специалист по биометрии и сооснователь veravoice.ai, сервиса по клонированию голоса с помощью искусственного интеллекта.


Александр Ураксин. Фото: Яндекс

Пока что преподавателям не понятно, как организован процесс удалённой сдачи экзаменов с помощью ЕБС. «Неясно, как всё это будет выстроено», – сетует Наталья Шаляпина (имя изменено), преподаватель Международного института рынка. Минцифры отмечает, что сдача биометрических данных будет проходить исключительно на добровольной основе. В беседе с «Блокнот-Самара» Шаляпина отметила, что в таком случае реклама инициативы, скорее всего, ляжет на плечи самих ВУЗов. 

«Студенты крайне непростая публика, их даже собрать где-то – крайне непростая задача, – отметила она. И добавила: «Добиться, чтобы они сдали свои биометрические данные – ещё сложнее. Не все идут на это даже ради оформления загранпаспорта нового образца».


Международный институт рынка (МИР), Самара. Фото: Яндекс

Александр Ураксин не понимает, зачем государству вообще выступать в роли посредника. Он отметил, что в мировой практике для удалённой сдачи экзаменов используются специальные программы-инструменты. Причём этот софт частный, а используют его в том числе и государственные вузы. «За процедурой следят крайне пристально, цель – выявить факты мошенничества, когда один студент сдаёт экзамены за другого или списывает», – рассказал предприниматель. По его словам, для этого задействуются разные наработки и не только биометрия. «Сейчас не до конца понятно какой новый и полезный функционал как для студентов, так и для ВУЗов может предложить Единая биометрическая система», – поделился Ураксин.

В данной сфере (она называется прокторинг) уже есть готовые решения, в частности созданные отечественными предпринимателями. Например, система ProctorEdu – программное обеспечение для онлайн-наблюдения, протоколирования и оценивания поведения пользователей при прохождении значимых онлайн-мероприятий. На сайте компаний и личной странице в соцсетях создателя проекта Артёма Козина описываются разные возможности применения программы, а также обозначены использующие её компании. Система может проверять личность человека и выдавать отчёт о достоверности результатов сама на основе 14 поведенческих трекеров. Но возможно сделать и так, чтобы работу системы перепроверил человек. Для этого ему достаточно посмотреть видеозапись. Система не требует установки дополнительных средств дистанционного обучения, в ней уже есть отдельные комнаты видеосвязи для членов комиссии. Среди образовательных учреждений систему используют Школа Летово, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Scoltech и многие другие. Но система используется не только в образовательном процессе, но и в корпоративном обучении.


Система ProctorEdu. Источник: Яндекс

Причём, ProctorEdu был не первой ласточкой. Как сообщало издание "Ведомости", ещё до него в 2015 году программисты из Екатеринбурга запустили похожий стартап «Экзамус» и начали пилотировать его с различными ВУЗами.

Формат дистанционного обучения ВУЗам удалось наладить во время пандемии коронавируса. Впрочем, как говорят самарские преподаватели, упомянутый выше софт при дистанционной сдаче экзаменов не задействовался. Наталья Шаляпина рассказала о процессе. По её словам, учителя и студенты использовали программу Zoom. 

«Процедуру начинали с идентификации, студент показывал паспорт, называл свои фамилию, имя, отчество. Действие фиксировалось на камеру, результаты какое-то время ещё хранились, так как предоставлялись по первому требованию надзорных органов». 

С её точки зрения, предъявление паспорта – вещь, наиболее проверенная временем, а биометрия ей непонятна.


Фото: Яндекс

Для обучения на удалёнке ВУЗы задействовали такие системы как Moodle и ИСУ ВУЗ. Это контрольные системы, предназначенные для учёта и для автоматизации некоторых видов образовательного процесса. «Они подходят для размещения образовательных материалов и тестов, студенты с лёгкостью их осваивают», – рассказала «Блокнот-Самара» Наталья Шаляпина. При этом Moodle интегрирована с вышеупомянутой ProctorEdu. Это отмечено на сайте последней.

«Подобный формат сдачи экзамена регулируется положением о сессии и приказом ректора», – рассказал преподаватель Самарского университета Анатолий Малышев (имя изменено). По его словам, в его ВУЗе для идентификации личности студента при сдаче экзамена также просили показать на камеру паспорт.

Преподаватели расходятся во мнение касательно удобства дистанционной сдачи экзаменов. Как отмечает Шаляпина, студентам такой формат сдачи обеспечивает дополнительный комфорт. 

«Бывает такое, что студент физически не может присутствовать в аудитории, например, во время пандемии это был единственный выход. Кроме того, такая форма подойдёт для тех направлений, где предусмотрена заочная форма обучения и для студентов с ограниченными возможностями», – отмечает преподавательница. 

Её коллега Малышев считает, что дистанционной формат сдачи экзаменов хоть и удобен для студентов, но неудобен для преподавателей. «Дистанционно принимать экзамены не удобно. Читать лекции, проводить конференции, встречаться с курсовиками – другое дело», – сетует он.

По итогу, ЕБС не отмечается как удобный и распространённый инструмент ни экспертами на рынке биометрического софта, ни преподавателями. С одной стороны, при дистанционной сдаче экзаменов самарские педагоги прибегают к идентификации личности студента через паспорт. С другой стороны, федеральные и технически развитые ВУЗы, а также корпоративный сегмент обучения прибегают к услугам прокторинга – технологии, уже несколько лет успешно используемой на российском рынке.

К тому же, у ЕБС есть и ещё одна проблема. В июле 2022 года «Коммерсантъ» опубликовал материал, в котором говорилось, что передаче собранных ранее банками данных граждан в единую систему препятствуют стандарты. Согласно источникам издания, через библиотеку контроля качества проходит лишь 10-30 % собранной биометрии. Остальные данные банки обязаны удалить.    

Где на рынке образовательных услуг место ЕБС, и почему государство хочет задействовать именно её – неясно.

Александр Ураксин предполагает, что первичной целью внедрения ЕБС в ВУЗах может быть увеличение охвата по сбору биометрических данных граждан. Впрочем, СМИ отмечают, что с 2018 года напрямую в саму ЕБС собрано лишь 236,4 тыс. образцов. При этом Минцифры оглашало цель в 50-70 миллионов собранных образцов к 2023 году. С точки зрения Ураксина основная проблема сбора биометрических данных кроется в их применении и пользе для повседневной жизни граждан. «Несмотря на её наличие, в тех же банках и государственных органах по-прежнему требуют и паспорт, и заполнение кучи анкет. Это при том, что «биометрия» сдавались несколько лет назад», – рассказал эксперт. По его словам, также маловероятно, что студенты смогут внести значительный вклад в общий объём собранных биометрических данных.

Специально для «Блокнот-Самара» Никита Коваль, nikitakoval92@gmail.com

Редакция на связи:

Эл.почта: bloknotsamara@yandex.ru

Телефон WhatsApp, Telegram, Viber, Signal редакции на приём обращений: +7(967)496-46-84 Новости на Блoкнoт-Самара
Самарабиометрияобразованиевузпаспортстудентыудалёнка
0
0