Самара Пятница, 26 апреля
Культура, 16.06.2021 10:58

Самарские подземелья и драконы: история ролевого движения

Самарские подземелья и драконы: история ролевого движения

Кадр из сериала «Очень странные дела». Игра Dungeons & Dragons. Источник: Netflix.

В помещении за столом сидят несколько людей, рядом с ними разбросаны множество игральных костей непривычной формы (их называют дайсами), валяются карандаши, перед глазами у каждого листочки бумаги с непонятными именами, словами и цифрами. Один из присутствующих явно задаёт тон. По-видимому, он тут кто-то вроде ведущего. 

– Вы продвигаетесь вглубь пещеры, где-то справа от вас слышно журчание воды. Двое из вас, кто находится дальше всего от входа, могут бросить на внимательность. 

Группа кидает кубики, и ведущий сообщает результат: «Вы слышите, как вдалеке доносится еле слышное бормотание двух голосов. Ты, Аркс, – показывает он на волшебника, – понимаешь, что это язык гоблинов». Игроки принимают решение и двигаются дальше. Разворачивающееся перед вами действо отчасти похоже на театр импровизации, но на самом деле это игра под названием Dungeons & Dragons (D&D). Её придумали в 1970-х Гари Гэйгакс и Дэйв Арнесон, и с тех пор она обрела культовый статус, породив целое движение любителей настольных ролевых игр (НРИ). Партии в D&D длятся месяцами, а иногда и годами. Есть и разовые игры, которые называются ваншотами. В них игроки с помощью ведущего за несколько часов успевают прожить полноценную интерактивную историю.

2021-06-16 11.57.12.jpg

Восьмая игротека «Прорыв». 29 ноября 2015 года. Источник: сообщество «Прорыв. Игротека настольных ролевых игр» во «Вконтакте»

В последние годы популярность этого феномена растет, на YouTube открываются тематические каналы, а в произведениях популярной культуры растет число отсылок. Самым известным примером является сериал «Очень странные дела», где главные герои в начале каждого сезона играют партию в Dungeons & Dragons. 

В силу нишевости хобби любители настольных ролевых игр (далее - НРИ) нередко сталкиваются с проблемами в поисках игры. Зачастую активная движуха есть только в крупных городах вроде Москвы или Питера, из-за чего многим приходится собираться в онлайне. Тем не менее в Самаре активное ролевое движение существует давно. Оно уходит корнями в эпоху, когда не было даже интернет-карточек.   

Лихие 90-е

Сейчас правила Dungeons & Dragons, других подобных ей игр, мастеров и самих игроков найти гораздо проще, чем это было раньше. В глобальной сети Интернет есть переводы книг с правилами; есть сообщество «База игроков в НРИ», где участники ищут партии или ведущего, которого называют Мастером Подземелий; есть YouTube каналы с советами и записями партий; есть даже онлайн-платформы, которые позволяют игрокам из разных городов и стран играть друг с другом.  

Но как существовало хобби в те времена, когда интернета не было?

«Я помню, как мы искали какие-то куски книг, какие-то переводы, ещё даже не в интернете, первыми источниками были ФИДО», – рассказывает Михаил Звездин, бывший владелец заведения Geek On, где проходят настольные ролевые игры. Михаил в хобби уже больше двадцати лет, и застал его существование в эпоху Фидонета. Фидонет – это международная некоммерческая сеть, работающая по принципу «из точки в точку», при котором два компьютера соединялись напрямую через коммуникационное оборудование. Участникам требовался лишь канал связи, например, телефонная линия. Технологически Фидонет был связан с системами досок электронных объявлений, для подключения к которым достаточно было модема и терминала.

2021-06-16 11.58.12.jpg

Кадр из сериала «Очень странные дела»

D&D стала популярнее с появлением таких видеоигр по D&D, как Baldur’s Gate (1998) и Neverwinter Nights (2002). По словам Звездина, тогда люди стали искать информацию о том, что представляет собой Dungeons & Dragons и как её можно опробовать. Dungeons & Dragons всегда была популярнее других игр подобного формата. 

«Чаще всего у меня просят именно D&D. На втором месте стоят разве что «Вампиры» (часть линейки игр серии World of Darkness. – Прим. ред.), но их популярность в сто, а то и в тысячу раз меньше», – сетует Звездин. Тем не менее, по его словам, в Самаре играют в разные игры: «Играют не много, но играют во всё, у нас в заведении регулярно собираются поиграть в Cyberpunk 2020 и в Pathfinder, какое-то время играли в Savage Worlds и в Deadlands». 

«В то время, – рассказывает Михаил, – игроки начинали интересоваться хобби либо через сарафанное радио, либо через ролевые клубы и клубы MTG (коллекционная карточная игра Magic: The Gathering. – Прим.ред.). Люди приходили туда за чем-либо еще, знакомились с тусовкой и параллельно знакомились с D&D». 

Клубы то открывались, то закрывались. По подсчётам Михаила, в разные периоды времени в Самаре было около двадцати клубов. Самым первым, по его воспоминаниям, была «Сага». Правда, играли там не в настольные ролевые игры, а в Magic: The Gathering. 

Клубы по интересам

«Игроки, по-моему опыту, собираются вокруг помещений, – отвечает на мой вопрос Оксана Гелл, самарский ролевик со стажем. – В институте после школы у нас образовалась группа ролевиков, которые стихийно собирались за настолками. Там мы начали играть в Vampire The Masquarade и покатилось. Пока не было локдауна, я проводила игры в «Независимом факультете», знаю несколько антикафе и магазинов тоже проводят свои игры».

«Я набираю игроков среди знакомых и друзей, часто оказывается, что новые знакомые хотели бы поиграть», – рассказывает Владимир Темников, самарский ролевик и основатель канала HeroesOfFallcrest. 

Тем не менее формат закрытых компаний и игр с друзьями подходит  не всем. «С закрытыми компаниями, по-моему, сложнее – все взрослые люди, ни у кого не совпадают расписания, всё превращается в «давайте соберемся в понедельник или в субботу, или когда-нибудь», – делится своим опытом Оксана Гелл.

«На моей памяти, в клубах по большей части играли в MTG. Но в конце нулевых стало возможным заказать дайсы в Самаре, в «Игрионе». До этого приходилось заказывать, а ещё раньше просто отправлять товарищей в Москву за ними», – рассказывает Владимир Темников.

2021-06-16 11.57.25.jpg

8 игротека «Прорыв». 29 ноября 2015. Мастер: Владимир Темников. Источник: Сообщество «Прорыв. Игротека настольных ролевых игр» во «Вконтакте»

Если изучить социальные сети «Игриона», то можно узнать, что это один из старейших магазинов для людей, увлекающихся НРИ, и тех, кто увлекается обычными настольными играми. Он работает с 2003 года, и на его сайте не без гордости сообщается, что это «символ настольных игр» в Самаре и «первый в России специализированный магазин настольных игр». К сожалению, «Игрион» в Самаре давно закрылся. Впрочем, на его место пришли сети, действующие на всю страну, наподобие Hobby Games

На данный момент самым крупным игровым клубом является Geek On. Но если изучить объявления и группы «Вконтакте», то можно натолкнуться на сообщество «Вечера настольных игр ССФИ». Его авторы организуют игры на базе факультета информатики Самарского унивеситета. Есть хобби–центр и магазин настольных игр «Тортуга», находящийся на пересечении улиц Самарской и Рабочей. Здесь играют в настольные ролевые игры, в частности в самобытную «10 свечей», основная задумка которой в том, что все персонажи игроков, участвующие в партии, обречены на смерть. Также магазин является точкой самовывоза некоторых товаров, например, игры The Witcher: Old World, выход которой запланирован в ближайшем будущем. Кроме того, игры какое–то время проводятся в антикафе «Пластилин». Из других мест можно вспомнить «Независимый факультет» и «Столик Питера Паркера». Последний, впрочем, больше проводит обычные настольные игры, заходя на территорию НРИ не так уж и часто. Ранее также существовали Heroes Geek Cafe и игротехнический клуб «За гранью», работавший на базе Самарской областной библиотеки.

2021-06-16 11.57.41.jpg

Одиннадцатая игротека «Прорыв». 24 апреля 2016 года. Мастер Борис Федюкин. Источник: Сообщество «Прорыв. Игротека настольных ролевых игр» во «Вконтакте»

Впрочем, есть и те, кому не особо нравятся игры в клубах. Основатель YouTube–канала по D&D из Самары, творящий под псевдонимом Профессор Фикусс, высказывается следующим образом: «Клубы и магазины однозначно отпадают в моих глазах, т.к. носят коммерческий характер (я идеологически против платных игр), плюс там много игроков из смежных групп хобби типа поклонников ККИ (коллекционная карточная игра. – Прим. ред.) или шумных подростков, что осложняет погружение в процесс».

Профессор Фикусс говорит и о наличии в клубах организационных проблем: «Также там проблематично хранить свой инвентарь, бывают разные инциденты, а возить все с собой неудобно».

«Поэтому я решил, что надо собрать свое сообщество единомышленников вне этих рамок, у меня есть небольшой офис, который ранее я использовал для работы, и вот результат – все сделано удобно, максимально открыто для участников сообщества, у нас там вообще атмосфера максимального доверия и дружелюбия», – подводит итог Профессор Фикусс.

Прорыв

Можно много говорить о клубах и объединениях любителей НРИ в Самаре, но главным была игротека «Прорыв», проводившаяся ежемесячно с апреля 2015 по декабрь 2019. Первое мероприятие состоялось 26 апреля 2015 года.

«Когда мы впервые решили провести игротеку, мы хотели перезнакомить разрозненные игровые группы, которые годами ютились на кухнях и не общались друг с другом. Нашей целью было сплотить сообщество, чтобы было проще найти игроков и ведущих на необычные игры, – рассказывает организатор первого «Прорыва» Борис Федюкин. С каждым годом игротека развивалась, её масштаб становился всё больше. – Постепенно мы смогли привлечь ведущих, которые хотели приносить на игротеку необычные игры, с новыми игровыми механиками взаимодействия внутри игровой группы. Это позволяло каждый раз удивлять посетителей чем-то новым. Через год мы стали проводить круглые столы для ведущих под названием «Штаб», где проводили мастер-классы и делились опытом».

В какой-то момент Борису удалось привлечь спонсоров: «Мне также удалось получить поддержку «Студии 101», мы проводили конкурсы среди участников группы «Вк» и дарили игры издательства».

«Когда мы только начинали увлекаться этим, мы не могли представить, что хобби выйдет за пределы кухонь и комнат, тем более на таком уровне», – вспоминает тёплыми словами мероприятие Владимир Темников на своём канале HeroesOfFallcrest. «Прорыв» не зацикливался на Dungeons & Dragons, его участники играли в разные игры, например, в «Зов Ктулху».

«Как правило, на «Прорыве» D&D не было. Во что только люди там не играли! Dungeons & Dragons отыскать получилось бы максимум за одним столом. Порой были целые игротеки вообще без D&D», – рассказывает Михаил Звездин. Он добавляет: «Раз в месяц собирались и проводились ваншоты, и в лучшее время игротеки собиралось по 50–60 человек».

«Мы играли в самые разные игры, старались продемонстрировать посетителям игротеки как свежие новинки издательств, так и различные диковинки западной инди-сцены. Были и традиционные D&D, GURPS, и самодельные авторские разработки», – вспоминает Борис Федюкин.

2021-06-16 11.57.50.jpg

«Вперед к Звездам» в Музее Фрунзе. Мероприятие, посвящённое Warhammer 40.000, проходило в Доме-музее М. В. Фрунзе 15 мая 2021 года в рамках Самарской ночи музеев. На мероприятии проходил мастер-класс по покрасу миниатюр, обучение игре, конкурс покраса и игровая сессия опытных игроков с большими армиями. Источник: Сообщество Geek On во «Вконтакте»

«Прорыв» выполнял свою цель и знакомил между собой ролевиков. Александр Иванов, самарский ролевик со стажем, подтвердил слова Бориса Федюкина: «Основной целью было познакомить людей из хобби, так как большинство людей играли на своих кухнях и были не сильно знакомы друг с другом. Прорыв помог очень многим людям познакомиться, попробовать разные игры, поиграть с совершенно другими людьми».

«Прорыв» организовывали в разных местах. «Собирались и в кафе Самарской областной универсальной научной библиотеки, и в антикафе, в разных местах, где удавалось договориться организаторам», – вспоминает Александр Иванов.

Игротека существовала до конца 2019 года. Сейчас она заморожена. «На все вопросы у меня есть один короткий ответ: в грядущем году «Прорыв» не планируется, по крайней мере с моим участием», – это сообщил мне человек с ником Ринс Грей, которого мне представили как организатора будущего «Прорыва». 

2021-06-16 11.57.57.jpg

Поволжский фестиваль гик-культуры «Котмонавт». 2017 год. МТЛ-Арена. На фото: Михаил Звездин. Источник фото: сообщество Geek On во «Вконтакте»

Можно было бы обвинить в закрытии «Прорыва» пандемию и последовавшие за ней коронавирусные ограничения, но и участники игротеки, и её бывшие организаторы считают, что в прекращении мероприятия виноваты не столько внешние события, сколько изживший себя формат мероприятия.

«Прорыв» был тогда отличным способом увидеть, кто в Самаре вообще играет, меняться опытом и находить новых знакомых в хобби. Я перестал ходить туда, когда перестал видеть там новые лица и понял, что своими появлениями занимаю слоты, которые в теории мог бы занять кто-то новый – это было, на мой вкус,главным достоинством игротеки: можно было увидеть новые лица и поиграть с кем-то новым», – заявляет Владимир Темников.

С ним согласен и Александр Иванов: «Как мне кажется, «Прорыв» частично выполнил свою цель и перезнакомил многих людей между собой, и все эти люди сейчас общаются и играют в разных местах. Сам «Прорыв» же пока заморожен, что будет с ним дальше, я не знаю». 

Пандемия и онлайн

Тем не менее пандемия нанесла по ролевому движению серьёзный удар. 

«Какое-то время Geek On не работал, как и все остальные заведения, но в целом все прошло мягко, примерно через три месяца, в июле 2020 года, когда были сняты ограничения, мы восстановили работу. Да, мы потеряли какое-то количество людей, у кого-то слабое здоровье, кто-то переживал за родственников. Пандемия основательно порезала количество посетителей, но в целом сейчас мы уже вышли на доковидный уровень», – рассказывает Михаил Звездин. 

«До пандемии мы активно проводили игры. Финансировал нас факультет информатики, организовывали все также студенты факультета информатики, но участвовать могли все желающие. На пике формы у нас в НРИ играло по 3-4 стола на постоянной основе. Если бы не пандемия, база наших игроков давно бы перевалила за сотню», – рассказывает Станислав Сергунин, организатор проекта «Вечера настольных игр в ССФИ».

«Лично мы с товарищами после начала пандемии начали играть в онлайне, благо в данный момент есть такие инструменты, как Roll20, Foundry VTT, Tabletop Simulator и многие другие вещи, которые помогают проводить игры в удаленном формате посредством интернета», – делится опытом Александр Иванов.

«Ковид однозначно поставил подножку нашим играм и сборам, зато стало больше игр в онлайне, оттуда прибыли новые знакомые и стало еще интереснее. А со снятием ограничений процесс возобновился, пошли стримы, новые игроки и вообще мир потихоньку оживает», – считает автор YouTube-канала «Лаборатория настольных игр профессора Фикусса». 

Игры в онлайне набирают популярность. Они помогают объединять игроков из разных городов и стран, подбирать удобный день и удобный часовой пояс для людей с нестандартным рабочим графиком, а также не отказываться от хобби в пандемию.

Тем не менее игры в онлайне нравятся не всем участникам ролевого сообщества. «Что бы там ни говорили, но игры вживую в разы лучше игр в онлайне. Во-первых, живое общение, мимика, интонации, язык тела и так далее – это уже огромный плюс. Во-вторых, я люблю покидать дайсы и подвигать миньки, чего я не могу сделать в онлайне при всем желании. Пиксели и полигоны – это все же пиксели и полигоны. Так что тактильные ощущения прекрасны. В-третьих, при живых играх есть некая энергетика, которую сложнее получить в онлайне. Ну и чисто технические нюансы: какие-то сбои у участников, недопонимание системных процессов и т.д. как бы не добавляют атмосферы, а послушать музыку на заднем плане можно и при игре вживую», – рассказывает автор YouTube-канала «Лаборатория настольных игр профессора Фикусса».

С ним согласен Михаил Звездин. Правда, он сделал акцент не на эстетическом, а на техническом аспекте: «Конечно, при ковиде были попытки перебраться в онлайн и водить там, но для меня это некомфортно. Я освоил Roll 20, но время подготовки партии там существенно выше, как и нагрузка на мастера. Нужно собрать все карты, нужно все нарисовать, расставить освещение. Все это нужно заготавливать и все это по сути нужно всего один раз, а иногда не пригождается вообще. При живой же игре достаточно нарисовать что-нибудь на бумаге и достать фигурки».   

Подземелья и YouTube

Приобщиться к хобби онлайн можно и через просмотр разных тематических YouTube-каналов.

«В данный момент влиться, скорее всего, можно только онлайн. Раньше я посоветовала бы прийти на две-три однодневных игры по разным системам и посмотреть, к чему душа лежит, но сейчас можно смело слать всех на «Ютуб», смотреть последнюю кампанию Critical Role, с субтитрами или без. Много кто смотрит, почти все радуются. Мой небольшой фаворит – это черная комедия Seattle By Night по VTM от Рennyarcade», – советует Оксана Гелл.

Critical Role – это YouTube-шоу, где голливудские актеры играют в Dungeons & Dragons, именно они выступили популяризаторами этой игры. Сейчас на просторах видеохостинга YouTube можно найти немало каналов, посвящённых настольным ролевым играм: там выкладывают записи игр, советы новичкам, советы будущим мастерам и так далее. Некоторые такие каналы созданы жителями Самары. 

«Я играю в Call of Cthulhu, Shadowrun, Dungeons & Dragons, различные линейки «Мира Тьмы», «Чужого»и так далее. У меня подобралась хорошая игровая ячейка, и в какой-то момент мне стало лень новичкам пересказывать одно и то же. Я завёл канал на «Ютубе», куда сбрасывал ролики с описанием правил, обзором систем и так далее «для своих». Внезапно выяснилось, что есть еще люди, которым это интересно, и канал разросся буквально за полтора года», – рассказывает автор канала «Лаборатория настольных игр профессора Фикусса». Канал существует больше года, и на данный момент на нём примерно 3700 подписчиков. 

«Тогда практически не было русскоязычного контента про НРИ, а мы с парнями все равно играли по три-четыре раза в неделю, часов по восемь минимум – нам хотелось делиться, рассказывать, общаться с такими же,как мы», – отвечает Владимир Темников, создатель канала HeroesOfFallcrest.

Также на просторах сети можно встретить и самарский проект «Железные сказки», посвящённый популяризации настольной ролевой игры Dungeon World.

Влиться в тусовку

В Самаре весьма активное ролевое движение, это подчеркивают ролевики, давшие комментарии для подготовки этого материала. Тут есть и специализированные магазины, в которых продаётся вся необходимая продукция – игры, дайсы, миниатюрки, есть заведения, где можно поиграть, есть и местное коммьюнити, а также инфлюенсеры, популяризирующие хобби. Несмотря на пандемию, ковидные ограничения и уход хобби в онлайн, проводятся и игры вживую. Вариантов влиться в тусовку остаётся множество.  

Новости на Блoкнoт-Самара
Самаранастольные игрыролевые игрыподземельядраконы
2
0