Самарская область вошла в топ-10 регионов по количеству ДТП с велосипедистами
Самарская область заняла шестое место по количеству ДТП с пострадавшими велосипедистами
Недавно был опубликован свежий список самых удобных российских городов для поездок на велосипеде. Самара заняла там почетное пятое место, уступив Уфе, Перми, Волгограду и Екатеринбургу. Учитывая высокие требования составителей рейтинга, это очень неплохая позиция на фоне большой страны. Городские велоактивисты смело могут записать на свой счет очередную победу над враждебным миром. И, конечно же, использовать новое достижение в дальнейшей борьбе с властями, дорожниками, коммунальщиками, автомобилистами, автоинспекторами, а также прочими людьми и службами за велосипедное счастье нашего региона.
«Блокнот-Самара» поинтересовался, а за счет чего же Самара велосипедная поднялась на верхушку списка, и выяснил, что на каждый рейтинг найдется и антирейтинг. К сожалению, обратная сторона медали пугает.
Сначала об упомянутом списке. Он был составлен силами КБ «Стрелка» – известного на федеральном уровне гнезда урбанистов и прочих исследователей городской среды, транспорта, благоустройства и дизайна. Всем, кто скептически относится к любым рейтингам, надо понимать: этот специализированный институт весьма уважаем в кругах профессионалов, связанных с комплексным развитием городов.
Известно, что главными критериями подавляющего большинства отечественных велосипедных рейтингов указывают количество велодорожек, их протяженность, наличие велопарковок в общественных местах. В новом же списке Самару, как и остальные города, оценивали более сложными методами.
О них «Блокнот-Самара» рассказал Андрей Волокушин, подвижник известного федерального общественного проекта «Город для людей»:
«Например, изучали, насколько велодорожки ориентированы не только на прогулки и занятия спортом, но и на расположение магазинов, социальных учреждений, общественных мест и прочих важных локаций, которые люди используют не праздно, а по работе и в других повседневных делах. Исследователи также смотрели, как велосипеды, автомобили, общественный транспорт и пешеходы взаимодействуют друг с другом. А еще – учитывалось количество ДТП с велосипедами и автомобилями (запомним этот момент. – Прим. ред.) и прочая безопасность».
Везде Самаре были начислены баллы выше среднего. В том числе и по уровню безопасности передвижения на велосипеде. Общая сумма баллов в итоге и вывела нашу областную столицу на пятую строчку списка удобных велогородов.
К сожалению, напротив критерия безопасности составители рейтинга не опубликовали ни одной цифры. И очень жаль, потому что в памяти многих еще свежи громкие и трагические ДТП с участием велосипедистов, произошедшие в Самаре и по всей области за последние год-полтора.
«Блокнот-Самара» тоже помнит те печальные истории, в связи с чем обратился к официальной статистике дорожно-транспортных происшествий по итогам 2020 года. Более свежие данные пока недоступны.
А там – удивительное. Среди всех регионов России Самарская область заняла пугающее место по количеству ДТП с пострадавшими велосипедистами. Если оставить за скобками лидеров статистики Москву и Санкт-Петербург, то наш регион пропустил вперед только Нижегородскую и Московскую области, а также Краснодарский край.
137 происшествий (большинство – в Самаре) и шестое место в антирейтинге. Почти такое же высокое, как и в списке удобных велогородов.
Видно, как сильно федеральная статистика ДТП бьет по списку городов с развитой велосредой. И пока ни сами поклонники двухколесного транспорта, ни урбанисты и прочие эксперты-транспортники, ни аналитики федеральной ГИБДД не называют причины, по которым города с продвинутой велоинфраструктурой выдают страшные показатели велосипедной аварийности.
Похожими вопросами задается и Аркадий Гершман, основатель федерального общественного проекта «Город для людей», известный урбанист, выпускник национального университета «Высшая школа экономики». Для примера он взял Уфу, она возглавляет список удобных велогородов по версии КБ «Стрелка», а еще этот город называют велостолицей России:
«В Уфе велодорожки делают для галочки за счёт тротуаров. Более того, за 2020 год там было 58 ДТП с велосипедистами и 60 пострадавших, а в 2019-м – 37 и 36 [соответственно]. То есть рост почти в два раза, но город называют самым дружелюбным [по отношению к велосипедистам] – точно ли всё идёт нормально?» – коротко поделился своим сомнением Гершман.
Как видно, в Самаре – та же необъяснимая ситуация. Чем удобнее велоинфраструктура, тем больше погибших и пострадавших в ДТП велосипедистов.
Новости на Блoкнoт-Самара