Рассказываем, кто из самарских губернаторов был более открыт общественности
Эксперты рассказали, кто из четырех губернаторов Самарской области был наиболее открыт для общественности и медиа
Губернатор Дмитрий Азаров на днях выступил в прямом эфире «Эха Москвы в Самаре» – радиостанции, пользующейся устойчивой репутацией оппозиционного СМИ, что нечастый поступок для региональных управленцев. Это стало поводом для «Блокнот-Самара» вместе с экспертами разобраться, кто из четырех губернаторов региона был наиболее открыт для общественности и медиа.
Константин Титов (занимал должность с 1991 по 2007 годы)
Первый глава Самарской области в постсоветское время. «Титов был губернатором в ельцинской России. Он сформировался в эпоху конкуренции, а потому он был вынужден быть открытым и балансировать между разными ФПГ, разными группами интересов, электоральными группами, разными СМИ и лидерами мнений. Он был избранным губернатором», – рассказал «Блокнот-Самара» политолог Дмитрий Лобойко.
С Лобойко согласен лидер регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко: «В силу того, что это было конкурентное время, существовали СМИ, выражавшие интересы совершенно разных групп, Титов был довольно открытым. Хотя, возможно, в нынешнее время он был бы несколько иным».
Константин Титов занимал должность губернатора Самарской области с 1991 по 2007 год
В 1990-х во многих регионах работали губернаторы, имевшие политический вес на федеральном уровне. Титов – безусловно, один из них. Не случайно в 2000 году он рискнул выдвинуться на президентские выборы – явление неслыханное по нынешним временам. Впрочем, набрал он лишь около 1,5 процентов голосов.
Со сменой политической конъюнктуры в начале нулевых Титов стал куда более лояльным федеральному центру, вступил в «Единую Россию», куда реже высказывался о политике. А потом отправился в почетную ссылку в Совет Федерации.
Кстати, нельзя не вспомнить, что во времена Титова Тольятти возглавлял самый молодой мэр страны Сергей Жилкин. Он регулярно собирал журналистов в неформальной обстановке, записывал наказы на пачке сигарет и мог легко заглянуть на рюмку коньяка к редактору самой популярной городской газеты Валерию Шемякину.
Владимир Артяков (занимал должность в 2007 – 2012 годах)
Пожалуй, полная противоположность Титова. Как и все выходцы из «Рособоронэкспорта» (сейчас – госкорпорация «Ростех»), получившие в середине нулевых сначала АвтоВАЗ, а потом и весь регион, Артяков идти на контакт с прессой и выступать перед гражданами не любил и не умел. Это время – эпоха политической централизации и радикального сокращения медиаполя.
«Он соответствовал периоду вертикализации власти, – говорит Игорь Ермоленко. – СМИ в это время пришли в упадок».
«Артяков – яркий пример трансформации элиты в новую номенклатуру, – продолжает Дмитрий Лобойко. – Он был назначен Кремлем и имел «лицензию на отстрел». При нем были зачищены региональные ФПГ: СОК, ВБМ и другие… При нем были ликвидированы и многие СМИ. При нем начались преследования гражданских активистов и общественных деятелей.
Ему не была интересна Самарская область, ему не надо было нравиться избирателям. Журналисты и граждане ему разве что мешали, как жужжащие под ухом мухи».
Владимир Артяков занимал должность губернатора Самарской области в 2007 – 2012 годах
Степень открытости Артякова, пожалуй, исчерпывающе характеризует известная в Тольятти история, которую «Блокноту» напомнил журналист Вячеслав Смирнов: «Уже будучи губернатором, едет он в ВАЗовском лифте. И тут в лифт попал какой-то средней руки начальник. Он хотел поздороваться с Артяковым, напомнить ему, как тот возглавлял завод, а этот человек приходил к нему на совещания. Короче, протянул он Артякову руку для приветствия, а охранник эту руку тут же сломал».
Чтобы сфотографировать Артякова на публичных мероприятиях, подчас приходилось преодолевать несколько кордонов охраны, говорит Смирнов. Еще в регионе помнят бронированный «Мерседес» и кортежи джипов с мигалками.
Николай Меркушкин (занимал должность в 2012 -2017 годах)
Еще одно стилистическое новшество на самарском губернаторском посту. Строитель социализма в отдельно взятой Мордовии, Меркушкин напоминал типичного провинциального управленца времен позднего СССР. Старомодные шляпы, простонародная улыбка, знание тонкостей сбора урожая и укладки стройматериалов.
Меркушкин с первых недель работы в Самаре стал проводить в местных ДК многочасовые встречи с гражданами, выдержать которые могли лишь самые стойкие.
Потом он лично возил журналистов и блогеров в Саранск, чтобы продемонстрировать результаты высоких стандартов своей хозяйственной работы. Правда, о том, что Мордовия живет за счет федеральных трансфертов, деликатно умалчивалось, а блогеры, вернувшись, рассказывали, что уже в 20 километрах от облагороженного Саранска начинался тот самый поздний СССР.
Николай Меркушкин занимал должность губернатора Самарской области в 2012–2017 годах
«Особенности характера и некоторая доля нарциссизма диктовали ему необходимость нравиться людям. К этому добавилась система мониторинга социальных сетей, которую начали внедрять в администрации президента, – объясняет Дмитрий Лобойко. – Отсюда и «гибридный» характер его отношений со СМИ, блогерами и общественниками. С одной стороны, давление ещё более сильное, чем при Артякове. С другой – гигантские бюджеты на провластные издания и финансирование блогеров для симуляции общественного мнения, которое мониторят в АП».
«Напускная открытость, якобы готовность обо всем разговаривать входила в противоречие с неготовностью воспринимать другие точки зрения. Я это ощутил на одной из встреч в начале его губернаторства», – соглашается Игорь Ермоленко.
Дмитрий Азаров (занимает должность с 2017 года по настоящее время)
Еще один типаж – уже привычный в эпоху управления внутренней политикой Сергеем Кириенко губернаторов-технократов. Их готовили к должностям тренингами, знаменитыми ползаниями под БТРами и прыжками в воду с обрывов.
Образ менеджера среднего звена – интеллигентного вида человека в очках, но никак не политика. Впрочем, не будем забывать, что Азаров – выходец из опорной для Самарской области финансово-промышленной группы «Волгапромгаз».
«Он, без сомнения, более закрыт, чем Титов. Но гораздо более «open» и «friendly», чем Артяков и Меркушкин, хотя условия для закрытости у него куда более благоприятные, чем у всех его предшественников, – рассуждает Дмитрий Лобойко. – Его пресс-служба в отличие от меркушкинской и артяковской отвечает почти на все запросы СМИ. И это – учитывая ситуацию с политикой и медиасферой в стране».
Дмитрий Азаров занимает должность губернатора Самарской области с 2017 года по настоящее время
«Еще во времена, когда он был мэром Самары, у него появился ЖЖ, потом «твиттер», – говорит Игорь Ермоленко. – Он соответствует видению администрации президента на то, каким должен быть губернатор. У него хотя бы сети, которые не очень модерируются, там можно высказать свое мнение».
При этом пользователи Инстаграма не раз замечали, что неудобные комментарии к постам губернатора в этой соцсети удаляются.
«Губернатор всегда соответствует своему времени, ожиданиям вышестоящих властей. Своей эпохе», – резюмировал Ермоленко.Антон Здобнов, специально для "Блокнот-Самара"
Новости на Блoкнoт-Самара