Рассказываем, как заброшенное кладбище в Сызрани оказалось на перекрёстке большой политики
Генеральный консул Турецкой Республики в Казани Садри Тунч Ангылы на кладбище в Сызрани
Старое кладбище на окраине Сызрани было закрыто ещё в 1956 году. В отличие от основного городского некрополя, уничтоженного и застроенного уже давно, этот участок, призванный быть местом вечного упокоения, расположен в таком удалении от мирской суеты и транспортных артерий, что не представлял никакого интереса для застройщиков, а потому уцелел. Большинство могил заброшено, родственники людей, похороненных там более полувека назад, бывают здесь нечасто. Теперь там царство богородской травы, разросшейся сирени и соловьёв.
Как на всяком старом кладбище, здесь есть свои тайны, одна из которых не так давно привлекла внимание людей в самых высоких кабинетах.
Достаточно даже просто взглянуть на снимок из космоса, доступный любому пользователю интернета, сразу бросается в глаза странный участок в самой середине некрополя. Ровный квадрат довольно приличных размеров. На месте он выглядит ещё более загадочно. Вся территория вокруг за эти годы заросла деревьями, распространявшимися самосевом. А на необычном квадрате ни кустика. Кроме того, со всех сторон он окопан глубокими канавами. Все признаки карантинного захоронения. Похоже, что некогда здесь всё обильно посыпали известью или хлоркой.
Участок кладбища, где расположено карантинное захоронение турков
Могилы расположены ровными рядами - одна к одной. Это не братские захоронения. Но самое главное - их сотни. И без единого надгробия или опознавательного знака.
К сожалению, вся документация кладбища погибла в пожаре буквально за пару лет до его закрытия, но расположение участков тем не менее «читается». Можно легко увидеть, что эти захоронения возникли приблизительно во время революции, когда это место располагалось на окраине кладбища и примыкало к его мусульманской части.
Для Сызрани того времени смерть почти тысячи людей разом никак не могла пройти незамеченной, тем не менее никаких намёков о причине возникновения столь массового захоронения не было.
Сведения отыскались у известного публициста того времени Гаяза Исхаки. В своей газете он написал о трагической участи турецких военнопленных. В самом начале Первой мировой турецкая армия потерпела ощутимое поражение под Сарыкамышем, в плен попали десятки тысяч бойцов. Их спешно отправляли эшелонами в Сибирь. Как обычно, многое не предусмотрели. Дорога предстояла долгая, да ещё и зимняя. Из теплого Закавказья на север, где уже морозы. В переполненных вагонах начался тиф.
Спохватились только под Сызранью. Когда обнаружили в эшелонах множество больных и умерших. Исхаки писал о тысяче трупов.
Вице-консул со специалистами на заброшенном кладбище в Сызрани
Старое кладбище расположено прямо возле железной дороги, так что всё сходилось.
В местном архиве нашлись и документы об этой трагедии. Тогда в Сызрани были срочно оборудованы инфекционные госпитали, под один из которых городской архитектор Щербаков отдал собственный дом. Часть помещений депо были переделаны под баню, где организовали срочную помывку пленных и дезинфекцию их одежды.
Остались и записи в здешних метрических книгах. Правда, только церковных. Там записали немусульман. Армян, арабов, курдов, греков. Судя по тому, что многие из них так и остались безымянными, Исхаки не сильно преувеличивал, рассказывая о целых вагонах больных и умерших.
А вот метрические книги местной мечети, где должны были быть зарегистрированы мусульмане, пропали. Эта история сразу привлекла внимание турецких дипломатов.
Дело в том, что как раз в это время в 2012 году было подписано российско-турецкое соглашение о местах захоронений, которому предшествовали довольно значимые события.
Турецкий журналист Акиф Елмаз в сызранском архиве
В 2008 году целый ряд организаций, наиболее известной из которых был фонд Андрея Первозванного, восстановили в турецком городе Гелиболу, бывшем Галлиполе, памятник россиянам, похороненным на здешнем кладбище года гражданской войны. Мероприятие получилось статусное, с министрами и видными политиками с обеих сторон. После чего настал черед турецкой стороны. Однако дело застопорилось.
Дело в том, что турецких военнопленных в России хоронили в провинции. На местных кладбищах, большинство из которых уже давно были снесены и застроены.
В то же самое время турецкая сторона имела самые серьёзные намерения. На подобное мероприятие в Малайзии, например, приезжал сам президент.
Наши выкручивались, как могли. Предлагали Калугу. Выяснилось, что там были пленные ещё 1878 года, да и те могилы не смогли найти. И вдруг, как подарок с небес, вести из Сызрани!
Генконсул Турецкой Республики в Казани Садри Тунч Ангылы с краеведами в Сызрани
В феврале 2013 года сюда для ознакомления с положением дел на месте прибыл генеральный консул Турецкой Республики в Казани Садри Тунч Ангылы.
Однако сызранские власти повели себя более чем странно. Они заявили высокому гостю, что никаких турецких захоронений здесь нет. И всё это выдумки.
Недоверчивый дипломат тем не менее, посетил местный архив, встретился с краеведами и заказал копии документов. Через несколько месяцев в Сызрань прибыл вице-консул с казанскими специалистами для дополнительных поисков. Затем приезжали турецкие журналисты, сняли сюжет для телевидения.
Уже в 2014 году ожидались новые съёмки – к 100-летию начала Первой мировой. Но по каким-то причинам всё сорвалось. Потом дело это и вовсе заглохло.
Возможно, кого-то действительно напугал приезд турецкого президента в Малайзию. А ну как решит и в Сызрань приехать?!
Однако вопрос этот и по сей день нельзя считать закрытым. Все заключённые соглашения действуют и сейчас. Турецкая сторона свои обязательства выполнила.
Генеральный консул Турецкой Республики в Казани Садри Тунч Ангылы на заброшенном кладбище в Сызрани