Самара Пятница, 06 декабря
АВТО, 02.10.2021 16:00

«Пойдём копать картошку!»: в Тольятти с понедельника остановится сердце ВАЗа

«Пойдём копать картошку!»: в Тольятти с понедельника остановится сердце ВАЗа

Многие рабочие на автозаводе в Тольятти и сегодня бродят по цеху со скучающим видом. Нет комплектующих - нет и работы

Стало известно, что ВАЗ снова останавливается. С 4 октября. Сам приказ был подписан ещё вчера вечером. В режим простоя вводятся производство автомобилей на платформе B0 и часть главного заводского производства – сборочно-кузовного (СКП). Официальная причина – отсутствие комплектующих.

Рабочие по уже отработанной схеме останутся дома и получат две трети от заработной платы. Они привыкли.

В тех сообществах соцсетей, где общаются заводчане, реакция традиционная:

zavod1.jpg
Многие автостроители в Тольятти лучше бы поработали. Но увы, их отправляют домой на две трети от зарплаты. Фото: паблик "Типичный Тольятти"

Новость предсказуемо никого не удивила. Отдельные производства (фактически заводы внутри завода) только в этом году останавливались несколько раз. А летом, во время корпоративного отпуска, и вовсе не одну неделю стояла основная часть автогиганта в Тольятти.

Но такие остановки редко касались СКП. Только если по причине планового ремонта или технологического обслуживания оборудования. Потому что СКП исторически считается сердцем ВАЗа, его главным производством. Так было и в советское время, и в 1990-е, и в 2000-е, так остаётся и сейчас.

zavod3.jpg
С понедельника этот цех на автозаводе в Тольятти опустеет...

Многих удивляет, насколько дежурно подписываются приказы об остановке СКП. И воспринимаются они тоже буднично – и руководством завода, и его владельцами, и рабочими, и городом. Потому что с момента строительства Волжского автомобильного и до конца 2000-х остановка главного заводского конвейера и СКП приравнивалась к ЧП городского масштаба.

На заводе в такие дни был аврал. Все ресурсы бросались на скорейшее возобновление производства автомобилей. В известность сразу ставился глава города (а при СССР – и глава Куйбышевской области). Он брал ситуацию под личный контроль и каждые два часа получал доклады о положении дел. Потому что важное градообразующее предприятие.

Ветеранов автозавода, отдавших ВАЗу десятилетия своей жизни, очень расстроила новость об остановке части СКП.

zavod5.jpg
Многих удивляет, насколько дежурно подписываются приказы об остановке производства на автозаводе в Тольятти

«В страшном сне подумать не мог, что доживу до того дня, когда остановка сборочно-кузовного производства будет как объявление на столбе: «С такого-то числа СКП простаивает. Всё, расходимся». И все такие: «Ага, понятно, пойдём картошку копать». То есть абсолютно без эмоций. В моё восприятие мира это не укладывается!» – поделился мнением известный тольяттинец, ветеран ВАЗа Юрий Целиков.

Юрий Кузьмич также добавил, что раньше отсутствие комплектующих было поводом для серьёзных разбирательств с поставщиками. Директоров тех заводов-смежников ВАЗа, которые не смогли вовремя отгрузить комплектующие, без церемоний уволили бы с должности и отправили поднимать народное хозяйство.

zavod6.jpg
Известный житель Тольятти, ветеран ВАЗа Юрий Целиков и в страшном сне подумать не мог, что доживёт до дня, когда остановка СКП будет как объявление на столбе: «С такого-то числа СКП простаивает. Всё, расходимся»

«Да, и при Союзе, и в новое время, до конца 2000-х, были ситуации, когда останавливали СКП. Можно вспомнить несколько крупных случаев. Но они были единичны, а не как сегодня, по сто раз в год. Повторюсь, это всегда было ЧП! И пока руководство и специалисты решали чрезвычайную ситуацию, рабочих старались перевести в другие производства. Например, к ремонтникам, где всегда нужны дополнительные руки. Народу не давали расхолаживаться, не давали потерять ритм завода, его непрерывный производственный процесс. И такого понятия, как «сиди дома и получай две трети от зарплаты», тоже не существовало. Это всё новые хозяева, французско-японский концерн «Рено – Ниссан», придумали», – поделился воспоминаниями Целиков.

И добавил:

«А сейчас никто не понимает, как завод работает целиком, в смысле единого производственного механизма. Вот идёт конвейер с новыми машинами, а вдоль него десятки рабочих, у каждого своя операция. И если соседние специалисты ещё знают, кто из них что делает, то дальше, через одного-двух, уже нет. Не потому что людям не интересно, просто так организован технологический процесс. А раньше каждый знал, чем занимается вся цепочка вдоль главного конвейера. Вот это и называется настоящим заводом, а не «цехом по сборке розеток», как есть сегодня. Я, конечно же, образно выражаюсь».

zavod4.jpg
Раньше каждый рабочий на автозаводе в Тольятти знал, чем занимается вся цепочка вдоль главного конвейера. Сейчас - нет

Скорее всего, это не последняя остановка какого-то из производств ВАЗа в наступившем октябре. Так предсказывают федеральные аналитики авторынка. Ну а рабочие либо останутся дома, либо, к примеру, пойдут в леса собирать грибы, сейчас как раз самый сезон. Потому что картошку-то уже выкопали во время предыдущего простоя.

Новости на Блoкнoт-Самара

Автомир Самары

  Тема: Промышленность Самарской области  
АвтоВАЗТольяттизаводостановка производствапромышленностьавтопромрабочиеЮрий Целиков
2
3