Подконтрольный Олегу Дерипаске «Авиакор» не хочет платить в бюджет 69 млн рублей
«Авиакор» через арбитражный суд пытается отбиться от уплаты исполнительского сбора в сумме более 69 млн рублей в федеральный бюджет
В сентябре АО «Авиакор-Авиационный завод» через арбитражный суд попытается отбиться от уплаты исполнительского сбора в сумме более 69 млн рублей в федеральный бюджет. Представители завода, подконтрольного Олегу Дерипаске, ссылаются на отсутствие денежных средств.
Представители АО «Авиакор-Авиационный завод» обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области о взыскании исполнительского сбора.
Судебные приставы в свою очередь заявленные требования посчитали необоснованными. Как видно из материалов дела, они возбудили исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом города Москвы. Предмет исполнения - взыскание с завода в пользу министерства обороны задолженности в сумме 1,31 млрд рублей. В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Дмитрием Юртайкиным вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 92,04 млн рублей.
"Авиакор" просил освободить завод от уплаты сборов
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им решения суда в отведенный законом срок. Он зачисляется в федеральный бюджет. Его размер устанавливается в сумме 7% от подлежащей взысканию суммы.
Представители завода заявили, что они не имеют возможности оплатить исполнительский сбор из-за отсутствия денежных средств. Также они требовали вообще освободить их от уплаты сборов.
«Принимая во внимание, что отсутствие денежных средств и тяжелое финансово-хозяйственное положение должника не являются обстоятельствами непреодолимой силы, у суда отсутствуют правовые основания для освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора», - написано в материалах дела.
В 2020 году АО «Авиакор-Авиационный завод» для недопущения банкротства получило субсидию в размере 591,61 млн рублей
Но суд всё-таки учёл бедственное положение завода и снизил размер исполнительского сбора до 69,03 млн рублей. Такой исход не устроил АО «Авиакор-Авиационный завод», была подана апелляционная жалоба.
Напомним, что судебное разбирательство между заводом и министерством обороны связано с расторжением государственного контракта от 2011 года. По договору «Авиакор» должен был поставить министерству девять самолётов, но передал всего четыре, хотя деньги были уплачены за все девять единиц техники – более 4,5 млрд рублей, стоимость поставленной техники оценивается в 2,3 млрд рублей.
Министерство в суде требовало, чтобы «Авиакор» вернул оставшиеся 2,2 млрд рублей, с чем компания Олега Дерипаски не согласилась. По заявлению представителей завода, контракт был выполнен с нарушениями из-за украинских санкций, введённых в 2014 году.
АО «Авиакор-Авиационный завод» зарегистрировано в Самаре в 1996 году
Однако, как сказано в решении суда первой инстанции, санкции Украина и Евросоюз впервые применили в 2014 году, а срок контракта истёк раньше. Суд удовлетворил иск министерства, однако завод начал оспаривать судебное решение, указывая на то, что во время исполнения контракта Минобороны снизило стоимость каждого самолёта, что позволило в итоге требовать большую сумму из средств, выплаченных в качестве аванса.
Девятый арбитражный апелляционный суд по жалобе ОАО «Авиакор-Авиационный завод» изменил решение суда первой инстанции о взыскании с предприятия в пользу Министерства обороны РФ 2,2 млрд рублей аванса по контракту 2011 года на изготовление девяти самолетов Ан-140. Теперь предприятие должно выплатить заказчику 1,3 млрд рублей.
В 2016 году было возбуждено уголовное дело по ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» в отношении генерального директора авиационного завода Алексея Гусева. Его обвинили в пользовании деньгами заказчика – министерства обороны как кредитом.
Директор "Авиакора" Алексей Гусев
Инициатором уголовного преследования руководителя завода стала Самарская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных предприятиях. Дело дошло до суда только в 2018 году. Кировский районный суд Самары прекратил уголовное преследование в отношении Алексея Гусева по причине истечения срока давности.
АО «Авиакор-Авиационный завод» зарегистрировано в Самаре в 1996 году, одно из крупнейших авиастроительных предприятий страны. Основная сфера деятельности — строительство, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолетов Ту-154 М и Ан-140.
Владельцем организации выступает московское ООО «Авиаресурс холдинг», собственником которого в свою очередь является ООО «Русские машины», принадлежащее «Консултренд интерпрайзис лимитед» (99,90%) и ООО «Факел» (0,10%). «Авиакор-Авиационный завод» входит в машиностроительный холдинг «Русские машины», контролируемый финансово-промышленной группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски.
«Авиакор» должен был поставить министерству девять самолётов, но передал всего четыре
В рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России 2020» Олег Дерипаска занимает 41-е место с состоянием $2300 млн. Его бизнес представлен в ряде регионов РФ, в том числе в Нижегородской, Ярославской и Самарской областях.
Вероятно, представители завода несколько лукавят, ссылаясь на отсутствие денежных средств. Распоряжением правительства РФ № 3609-р, которое было обнародовано на официальном интернет-портале правовой информации 28 декабря 2020 года, АО «Авиакор-Авиационный завод» для недопущения банкротства получило субсидию в размере 591,61 млн рублей из средств, предусмотренных в рамках подпрограммы «Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса» госпрограммы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Деньги должны быть потрачены на погашение денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами по состоянию на 31 декабря 2019 года.
"Авиакор" неполностью исполнил контракт с Минобороны