О тольяттинских журналистах 90-х снимут фильм
Идёт подготовка к съемкам фильма об известных тольяттинских журналистах
Несколько месяцев идёт подготовка к съёмкам художественного фильма об известных в 90-е тольяттинских журналистах Валерии Иванове и Алексее Сидорове и майоре милиции Дмитрии Огородникове. Сейчас на краудфандинговой платформе Planeta.ru объявлен сбор средств на проект.
Авторы фильма отмечают в аннотации, что кино посвящено уникальным людям, героям Тольятти 90-х и нулевых, бросившим вызов преступности.
«Редактор «Тольяттинского обозрения» Валерий Иванов и его последователь Алексей Сидоров – два удивительных человека с русскими фольклорными фамилиями. Третий герой – майор Дмитрий Огородников – образцовый милиционер, на счету которого масса успешных операций по борьбе с оргпреступностью», – рассказал автор сценария и режиссер фильма, журналист МИА «Россия сегодня» Мокей Русинов корреспонденту «Блокнот-Самара».
Судьба молодых журналистов, служащих своему делу в преступном и опасном городе, сложилась трагически, как и судьба оперативника Дмитрия Огородникова. Он был расстрелян в своей машине в 2000 году. Его убийство было раскрыто, убийц осудили на длительные сроки.
Валерий Иванов был расстрелян возле своей машины в 2002 году. Через полтора года Алексея Сидорова зарезали около своего дома. Оба убийства не раскрыты до сих пор.
Будущий фильм называется «Тачка цвета крови» – по названию статьи Валерия Иванова в самарской газете «Все и всё» в 1993 году. По утверждению авторов фильма, тогда статья стала настоящей бомбой. В цикле из четырех частей Валерий под псевдонимом Гамлет Оганесьянц описал, как криминал все прочнее входит в жизнь обычных людей в Тольятти.
В 1996 году Валерий открыл свою газету «Тольяттинское обозрение». Там публиковались материалы о коррупционных схемах на АвтоВАЗе, о захвате муниципальной собственности, о хищениях из бюджета города.
В проморолике говорится, что герои фильма бросили вызов эвфемизмам и начали называть вещи своими именами: воров – ворами, убийц – убийцами. И изменили жизнь города и жизнь страны: «Когда вазовскую «девятку» назвали «тачкой цвета крови», произошел коренной перелом. Герои фильма смогли журналистским словом и человеческим делом сломить нелюдей. Страна переродилась».
«И эта статья, и вообще феномен «Тольяттинского обозрения» - по-своему культовые вещи для российской провинциальной реальности 1990-х», – считает журналист из Тольятти и политконсультант Антон Здобнов.
Но, по его мнению, при всем колорите времени и места лучше взглянуть в настоящее и будущее, чем в очередной раз обращаться к «чернухе» 90-х:
«Честно говоря, тот факт, что вновь романтизируется тема криминальных разборок тех лет, свидетельствует скорее о дефиците драматургии наших времен. Мы живем скучновато, и потому постоянно обращаемся к триллерам из прошлого», - говорит Здобнов.
Про криминальную столицу 90-х и, в частности, про героев этого проекта уже снято немало фильмов. И теперь авторы ставят перед собой крайне сложную задачу: осветить события Тольятти 90-х годов с другой стороны.
«Кроме чернухи 90-х была ведь и обычная жизнь – люди жили, любили, создавали, ходили на концерты и соревнования по спидвею. Мы хотим предложить тольяттинцам посмотреть на события 90-х под другим ракурсом – да, были бандиты, да, стреляли и делили, но смотрите, каких героев породило то время, героев честных, страстно влюбленных в свое призвание, до последней капли крови защищавших обычных людей. Вот о них наш фильм, наша драма, а криминал – только лишь фон», – отмечает Мокей Русинов.
По словам авторов, фильм задуман как посыл для юных граждан России, мечтающих уехать в большие столичные города, – показать для них примеры людей, которые остались в родном городе и пытались сделать его жизнь лучше.
«У нас очень простой ценз – кино о Тольятти нужно создать таким, чтобы его можно было показать 10-летним детям, соответственно, в кино не будет мата, крови и бандитов. Мы не считаем, что упоминание заезженных тольяттинских кличек придаст фильму какой-либо ценности. Мы о другом», – заключает режиссёр фильма.