Самара Понедельник, 29 ноября
Политика, 08.06.2021 11:24

«Мы навернули с Каданниковым несколько кругов по тюремному двору»

«Мы навернули с Каданниковым несколько кругов по тюремному двору»

Ветеран АвтоВАЗа Юрий Целиков специально для "Блокнот-Самара" рассказал о роле Владимира Каданникова в судьбе постсоветского автопрома и в российской политике

На прошлой неделе ушел из жизни Владимир Каданников – многолетний глава АвтоВАЗа, в середине 1990-х успевший засветиться и на должности вице-премьера российского правительства. Для Самарской области и российского автопрома Каданников, безусловно, человек-эпоха. Типовой «красный директор», он возглавлял автогигант и в позднесоветское время, и во времена, когда завод облепили бандитские группировки. Каданников отдал АвтоВАЗ в 2005-м госкорпорации «Ростехнологии» (сейчас – «Ростех»), возглавляемой одним из ближайших соратников президента Путина Сергеем Чемезовым. О роле Каданникова в судьбе постсоветского автопрома и в российской политике «Блокноту» рассказал бывший топ-менеджер АвтоВАЗа, ветеран завода Юрий Целиков.

–  Юрий Кузьмич, вы согласны, что Каданников – едва ли не последняя фигура, олицетворявшая сословие «красных директоров», их экономическое и политическое влияние?

–  Да, соглашусь. Кто-то еще остался, но в целом да. Конечно, Каданников – это глыба! Людей такого масштаба, связанного с автозаводом – людей государственного масштаба – больше нет. И с его уходом для АвтоВАЗа и Тольятти завершилась, скажем так, эпоха Виктора Полякова (первый глава АвтоВАЗа. – Прим. авт.). И это человек, влиявший на многие процессы, включая знаменитые игры с Борисом Березовским, «Логовазом».

На фото: Владимир Каданников. Снимок из архива Леонида Пахуты

На фото: Владимир Каданников. Снимок из архива Леонида Пахуты

–  История АвтоВАЗа и Березовского хорошо известна. А что вы думаете про историю с группой СОК, которую, как считается, Каданников пустил на завод и был готов сдать его бизнес-группе с весьма специфической репутацией?

– Это во многом легенда. Все-таки и Березовского, и СОК на завод пустил не он. Интересы СОК лоббировал Владимир Нестеров (экс-глава службы безопасности АвтоВАЗа. – Прим. авт.). Но верно и то, что Каданников соглашался с предложениями тех, кто пускал различные кланы на завод. Ну примерно, как «семья» Ельцина пустила Березовского в Кремль. Но СОК проник на завод по другой схеме, это отдельный разговор. 

Потом СОК пытался купить крупный пакет вазовских акций, они начали продвигать это через правительство, Каданников не возражал. Один из членов кабинета – член питерской команды – пошел лоббировать это к Путину. Клебанов его фамилия.  

Но Путин решил по-другому. Он поручил Сечину (в 2005 году – замглавы администрации президента. – Прим. авт.) по сути курировать рейдерский захват АатоВАЗа, чтобы передать его «Ростехнологиям» Чемезова. Это известная история, когда Каданникова вызвали к Сечину и сделали предложение, от которого нельзя было отказаться. 

CelikovV.jpg

На фото: Юрий Целиков, экс-президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа

– Простите за смешной вопрос. А почему Каданников, глыба, не стал упираться тогда? Еще относительно конкурентные времена были. 

– (смеется) Когда Каданников ехал на своем «Мерседесе» по Москве и ему позвонили, сказав, что его приглашает Путин, – он очень обрадовался. Потому что до этого сам несколько раз приглашал Путина – на открытие GM-АвтоВАЗ, платформы «Калина», но президент отказывался. 

Путину, очевидно, запомнился случай из 1990-х, когда ему пришлось фактически охранником Каданникова работать на мероприятии на теплоходе в Финском заливе, организованном Собчаком (в то время – глава Санкт-Петербурга. – Прим. авт.). Думаю, это отложилось и он разговаривать с Каданниковым не хотел. 

Но тогда Каданников как на крыльях полетел в Кремль, а встретил его не Путин, а Сечин. Показал документы, которые надо подписать… Каданников возмутился, насколько я знаю. Но тут в кабинете появился и сам Путин и, не поздоровавшись, сказал, что в неправильном направлении идет Волжский автозавод. Дескать, мы тут посовещались и все решили. Дискуссии не сложилось. 

Насколько я знаю, после этого был сердечный приступ. Ему говорили, намекали, дескать: «Ты помнишь, где сейчас Ходорковский?». И, по моим данным, с него взяли обязательство не давать никаких интервью. 

– Но постойте. Был же период кризиса 2008-2009 годов, когда на АвтоВАЗе все полетело, стала очевидна менеджерская некомпетентность команды Чемезова, и Каданников стал раздавать откровенно заказные интервью. Было полное ощущение, что он хочет вернуться…

– Он говорил, что пока Путин – президент, я никаких интервью давать не буду. Но 2008-2009 год – это уже время президентства Медведева. И Каданников немного разоткровенничался. Не сильно. 

Я не думаю, что он всерьез планировал вернуться на завод. Эти интервью – скорее выплеск эмоций, досады. Он даже в Тольятти в то время прилетал на юбилеи товарищей почти тайно. Я помню, что он запрещал местному ТВ себя снимать. Помню, вот на таком застолье он как-то сказал: «Я ничего рассказывать больше не буду, о нем не спрашивайте, – подняв руку к потолку, – отслеживают все!». 

– Был ли Каданников действительно талантливым менеджером? Ведь в то время АвтоВАЗ запускал условно по одной модели в десять лет. 

– Каданников – крупнейшая фигура в мировом автопроме, я на этом настаиваю. Его везде уважали… Ну как – сумел же он продать глобальной автомобильной корпорации (имеется в виду GM. – Прим. авт.) лицензию на наш автомобиль, построить совместное предприятие. 

– А вам не кажется, что Каданников в 1990-е просто пользовался связями с правительством, с тем, чтобы то вводило пошлины на ввоз подержанных иномарок, дабы создать бесконкурентную среду? И АвтоВАЗ оставался монополистом. 

– Нет, вы абсолютно не правы! Тогда рушился весь машиностроительный комплекс рухнувшего СССР. Во-первых, такой лоббизм – нормальная практика. И лоббировал он не один, а директора всех наших заводов – УАЗа, ГАЗа... Китай вот таким образом свой автопром поднял! 

Главное, что я Каданникову поставил бы в укор – что он не ввел в первый совет директоров Виктора Полякова. Это ошибка, и ему стыдно было потом. Это помогло бы заводу. 

Поляков –  фигура глобального масштаба, символ лучших образцов советского еще менеджмента промышленных проектов. Человек, перед которым заискивали министры. Повторюсь, некоторые соглашательские манеры, флюгерность у Каданникова была. Я не превозношу его фигуру. Но замечу, что его даже Ельцин уважал за способность отстаивать собственное мнение. 

Его несколько раз пытались прогнуть, и он упирался. Но когда ему намекнули о перспективе шить рукавицы вместе с Ходорковским… 

Kadan2.jpg

На фото: Владимир Каданников и Юрий Целиков, Москва, 1997 год. Фото из архива Юрия Целикова.

  Для, так сказать, некролога. А расскажите, как вы вообще с Каданниковым познакомились?

–  Если серьезно, то в тюрьме!

–  То есть?

– Да, 1977 год, в Белозерской тюрьме. Там зэки делали ящики, и в какой-то момент из отходов пиломатериалов скопилась целая гора. АвтоВАЗ был чем-то вроде «шефа» над этой колонией, и мне поручили эту работу. Начальник этой тюрьмы в звании майора и по фамилии Генералов – майор Генералов – сказал Каданникову, что мы останавливаем это тюремное производство, потому что не успеваем вывозить деревоотходы. 

Меня туда отправили, и я потребовал от Каданникова не менее десяти самосвалов, чтобы все это вывезти. А дали всего два. Я тогда сказал – либо десять самосвалов, либо снимайте меня с работы. Каданников сел в машину и лично приехал в эту тюрьму. 

Мы нарушили немного условия содержания – подарили главному бригадиру несколько пачек чая, сигареты. Зэков закрыли на четыре часа в казармы, собак убрали. И мы с Каданниковым сделали по тюремному двору несколько кругов, разговаривая о жизни, о заводе: он начинал учеником слесаря, я – учеником токаря… И как-то разговор сложился. Прислали самосвалы, и мы все это отчистили. 

–  А правда, что в середине 1990-х крепкие ребята в «трениках» натурально могли заходить на заседания совета директоров и «вносить предложения»?

– Нет. Но я знаю, что Дима Большой (Дмитрий Рузляев, лидер Волговской ОПГ, одной из самых влиятельных в 1990-е годы; убит в 1998 году. – Прим. авт.) мог зайти к Зибареву (экс-вице-президент АвтоВАЗа. – Прим. авт.) и положить ему пистолет на стол. 

Бандитов отшивали к Каданникову, но тот уже был охраняемой фигурой. И, кстати, он написал что-то около двухсот писем в МВД и прокуратуру, чтобы завод защитили.  

И еще один раз он меня выручил. Когда-то я попал в опалу к двум вице-президентам завода, которые даже ввели табу на то, чтобы со мной фотографироваться на мероприятиях… 

И вот один из них говорит Каданникову: «Уберите этого Кузьмича с завода, он тут эпиграммы на нас пишет». Дело было на каком-то хоккейном матче в ложе – тогда некоторые топ-менеджеры играли в хоккей – там же и криминальные авторитеты играли… Вы знаете, на меня в те годы было покушение… (в конце 1995 года на Юрия Целикова напали, ранив ножом в спину. – Прим. авт.).

И Каданников тогда этим топ-менеджерам сказал, что от Кузьмича заводу пользы намного больше, чем «вреда от эпиграмм» некоторым из вас, так что уймитесь! И от меня все эти «обиженные» отстали навсегда...

Беседовал Антон Здобнов

Новости на Блoкнoт-Самара
Владимир КаданниковАвтоВАЗЮрий ЦеликовисторияСССРТольятти
3
1

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое

s8