Климовский мост испортил жизнь людям, животным и даже редкому лишайнику
Официально объект называется «Мостовой переход через р. Волгу в обход Тольятти в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай»
«Блокнот-Самара» посмотрел – как прямо сейчас выглядит стройка Климовского моста. Учитывая, что это интересное и сложное звено в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай», там всегда много новостей и событий. Мы собрали свежую летнюю хронику этого масштабного инфраструктурного проекта.
Несколько дней назад строители Климовского моста закончили надвигать первый пролет по левому берегу Волги, со стороны Тольятти. С правого берега, от Климовки, ему навстречу надвигают второй пролет. С инженерной точки зрения – таковы, пожалуй, главные события июля, связанные с этой гигантской «стройкой века».
Первое пролетное строение на левом берегу Волги со стороны Тольятти
Жителям же соседних с будущим мостом населенных пунктов июль и август запомнятся бытовыми неудобствами. Например, в течение ближайших трех недель в крупнейшем районе Тольятти – Автозаводском – обещают отключения воды. Того требуют строительство новых подъездов к мосту и перенос отдельных коммуникаций, завязанных на городскую водопроводную сеть.
Надвижка первого пролета по левому берегу Волги со стороны Тольятти
Сейчас к окончательному монтажу и закреплению первых пролетов готовы пять капитальных опор – две на тольяттинском берегу и три на климовском. Последняя на сегодня готовая опора № 3 уже широко шагнула в Куйбышевское водохранилище:
Одинокая опора № 3 со стороны Климовки ждет надвижки пролета
Пока она одинока, но видно, что с высокого холма Климовки к ней надвигают тот самый второй пролет. Его, в отличие от первого пролета на противоположном берегу, возводят не на месте, а частями подвозят спецтранспортом и позже наращивают поперечными блоками. Разные берега – разные технологии.
Пролет со стороны Климовки возводят не на месте, а частями подвозят спецтранспортом и позже наращивают поперечными блоками
К слову, этот спецтранспорт – сотни грузовиков и десятки единиц тяжелой инженерной техники – за последние полтора года, с момента начала работ, изрядно раскатал и разрушил местные автодороги в Шигонском и Ставропольском районах. Надо ли уточнять, какого качества была районная дорожная сеть и насколько она готова к нагрузкам огромной федеральной стройки?
Конечно же, недавно представитель команды мостостроителей успокоил жителей и общественных контролеров. Он сказал, что подрядчики стараются как можно реже использовать пригородные (со стороны Тольятти) и сельские (со стороны Шигонского района) дороги: кое-где проложены временные объезды, а часть нужных грузов доставляется к мосту по воде.
Впрочем, как говорят общественники, подрядчик не показал объездов, не нарисовал схем, а во фразе «стараются как можно реже использовать» слишком немного уверенности и конкретики. Хотя часть дороги «Тольятти – Ягодное» мостовики обещали восстановить железно.
Скромная пристань, куда четыре раза в неделю заходил пригородный «омик» – в прошлом
А вот Климовку сейчас не узнать. Вымирающее село на тупиковой дороге, 200 постоянных жителей, скромная пристань, куда четыре раза в неделю заходил пригородный «омик», – всё это в прошлом. За полтора года Климовка превратилась в крепкий поселок городского типа, где круглосуточно кипит жизнь.
Под строительство моста здесь возвели бетонный завод и городок для рабочих, в связи с чем фактическое население Климовки увеличилось примерно в шесть раз.
Завод строительных материалов построили с нуля на берегу Волги
Старый причал же и узкую волжскую бухту расширили до размеров полноценного порта, который быстро оброс грузовой и складской инфраструктурой:
На строительстве Климовского моста работают десятки единиц флота
Климовцы до сих пор вздрагивают от вида, который открывается из окон их столетних изб:
За полтора года сельские пейзажи Климовки радикально поменялись
Другая новость июля в цифрах – 38 гектаров. Такую площадь векового Ягодинского бора пришлось вырубить ради Климовского моста, включая уникальные виды растений. Например, интересы государственной стройки оказались выше интересов лишайника из Красной книги.
Раньше об этой цифре не было слышно, назывались куда более скромные объемы. Столько же и посадили с нуля – уверяют нас официальные представители мостостроя.
Еще, оказывается, из зоны отчуждения принудительно переселили в сторонку гнезда редких птиц. Хотелось бы посмотреть на этот процесс, но – увы. И очень жаль, что сильно разнятся мнения о том, прижились ли флора и фауна на новой местности. У экологов своя правда, у мостовиков – своя.
А тем временем на воде, по всей длине будущего моста, рассредоточились островки, состоящие из речных буксиров, барж, плавкранов и стройтехники. Там делают свайные основания под новые опоры. По состоянию на июль в работе около 15 оснований. В общей сложности автомобильный Климовский мост будет опираться на 26 опор.
Островки, состоящие из речных буксиров, барж, плавкранов и стройтехники. Там делают свайные основания под новые опоры
Напомним, что длина этого грандиозного сооружения над Волгой – 3,75 километра, а ширина – 28,8 метра. Через три года организаторы стройки обещают открыть четыре полосы для движения автотранспорта.
Предварительная цена проекта, начатого в 2019 году, равна 120 млрд рублей. Проезд по мосту будет платным, так как 54 млрд в общий бюджет вкладывают частные инвесторы и им нужно как-то отбивать свои капиталы.
Тольяттинский берег. Надвижка первого пролета моста готова
Всего на строительстве мостового перехода трудятся больше 1000 различных специалистов. К сожалению, за последний год трое из них погибли на стройплощадке и еще трое – получили тяжелые травмы. Значительная часть специалистов переведена в Самарскую область со строительства Крымского моста, когда тот был окончательно сдан в эксплуатацию.
Длина Климовского моста над Волгой – 3,75 километра, а ширина – 28,8 метра
Предварительная цена проекта, начатого в 2019 году, равна 120 млрд рублей. Проезд по мосту будет платным