Самара Пятница, 11 октября
Общество, 11.06.2021 23:39

Кабаки да офисы: речные ворота Самары потрёпаны и сильно скрипят

Кабаки да офисы: речные ворота Самары потрёпаны и сильно скрипят

Речной вокзал Самары симпатизирует бизнесу в ущерб пассажирам

Самарский речной вокзал оказался в патовой ситуации. Не столько как здание, сколько как узел транспортного обслуживания пассажиров. С одной стороны – власти три года назад абсолютно справедливо отказались от строительства за бюджетный счет новых речных ворот города. С другой стороны – в нынешнем старом здании вокзал больше напоминает не первой свежести торгово-развлекательный центр, расположенный где-нибудь в глубокой провинции. И никак не соответствует статусу нашего города, который ежегодно входит в пятерку региональных столиц Приволжского федерального округа по объему речных пассажирских перевозок.

Торговый центр с элементами вокзала

Сейчас объект не справляется с потоком пассажиров и туристов по многим причинам. Он староват и морально, и физически. Отдельным общественным помещениям требуется как минимум косметический ремонт, а лучше бы капитальный. Из-за особенностей внутренней планировки доступ в санузел неудобен значительной части людей, а некоторым эта зона и вовсе недоступна. Скромный зал ожидания, невнятная линия касс, да и вообще – не самые завидные условия работы для других вокзальных служб.

Список проблем на этом не заканчивается, но можно назвать главную причину большинства недостатков: так сложилось, что под транспортное обслуживание пассажиров сейчас выделена – приблизительно – одна пятая часть всего здания. Остальная же полезная площадь занята коммерческими заведениями: магазинами, общепитом, офисами туроператоров и так далее, и так далее.

rechvokzal3.jpg

Персональных замечаний требуют и прилегающие к вокзалу пассажирские причалы – они находятся не в лучшем техническом состоянии. Нет, причальное хозяйство не аварийное и проходит ежегодную приемку надзорными органами, однако сложно сходу сказать, когда и кем эта зона ремонтировалась в последний раз.

Все проблемы речного вокзала традиционно оголяются с начала июня, с момента наступления в Самаре высокого сезона как пригородной, так и круизной навигаций. Но, похоже, самарцам и гостям города в ближайшие годы не имеет смысла ждать серьезных улучшений.

О первой причине рассказал заслуженный речник РФ Александр Корнилов.

«В 2016 году областные власти на конкурсной основе заказали проект нового речного вокзала Самары. Его планировали построить в пределах 1 км от существующего здания. Спустя два года от стройки отказались. Так решил губернатор Самарской области. И решение было справедливым. Судя по описанию утвержденного на тот момент проекта, на выходе получился бы еще один торгово-развлекательный центр «с элементами вокзала». Такой у нас уже есть в старом здании. Кроме того, в тот период времени инвестировать в новый объект хотели из федерального и областного бюджетов. Первоначально озвучили гигантский объем вложений, позже его дважды сокращали, но все равно никак не получалось дешевле 690 млн рублей. И глава региона сказал, что строительство возможно только при участии сторонних инвесторов. Они, кстати, не объявились до сих пор, и это – показатель».

rechvokzal22.jpg

По словам Корнилова, с точки зрения торговли и развлечений новый вокзал, возможно, и окупил бы себя когда-то, но как объект транспортного обслуживания – никогда. Потому что текущий поток пассажиров и туристов слишком мал для объекта площадью 6825 кв. м. И очень велик для существующего вокзала, который, напомним, занимает примерно пятую часть своих исторических площадей.

Скорее подвинут пассажиров, а не бизнес

Казалось бы, есть альтернативное решение, оно на поверхности и заметно дешевле: усилием воли уплотнить коммерческий сектор в старом здании вокзала, расширить и перестроить общественные пространства и зону работы для пассажирских служб. Этому мешает вторая причина, по которой людям не стоит ждать положительных изменений.

Как предполагают бывшие сотрудники ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» (дочерняя структура ОАО «Самарский речной порт», которая сегодня эксплуатирует пассажирские помещения речного вокзала), коммерческие компании занимают полезную площадь старого здания далеко не на птичьих правах. По их мнению, основные помещения отданы не в краткосрочную аренду, а в длительную – на 49 лет. («Блокнот-Самара» на данный момент проверяет эту версию). «Подвинуть» таких арендаторов не так просто, как кажется. Тем более, что они используют вокзальную недвижимость ровно по тому назначению, какое указано в документах.

Есть и компромиссное решение многих вокзальных проблем. Любопытно, что его несколько лет назад предложил сам губернатор Дмитрий Азаров. Издание «Коммерсант-Волга» тогда сообщало, что глава региона вместо капитального строительства нового вокзала рассматривал установку на привокзальной линии отдельных павильонов (либо иных быстровозводимых объектов) для обслуживания речных пассажиров.

rechvokzal55.jpg

Независимо от ситуации, проблем и путей их решения, мнение пассажиров, туристов и других неравнодушных самарцев едино: сейчас «речные ворота» столицы региона не смазаны и сильно скрипят. Если строить новый вокзал нецелесообразно, а изменить формат эксплуатации старого здания не хватает политической воли, то власть и бизнес вполне могли бы сосредоточить усилия на причальной инфраструктуре. К примеру, в ремонте (пусть и косметическом) давно нуждаются спиральные эстакады на пассажирских причалах. Эти сооружения, к слову, имеют не только практическое значение на период половодья, но и являются архитектурным украшением всей береговой линии возле речного вокзала, узнаваемой визитной карточкой Самары с точки зрения гостей города, прибывающих к нам по Волге.

Весьма характерны и комментарии пользователей социальных сетей в темах, связанных с речным вокзалом Самары. Большинство мнений такие:

«Речной вокзал Самары прекрасно спроектирован. Представляет единый архитектурный комплекс. Все продумано до мелочей. С верхней аллеи открывается прекрасный вид на флот, Волгу, заволжские дали. Вокзалу нужен капитальный ремонт. Он же ни разу капитально не реконструировался».

«К сожалению, при всём этом причальном великолепии в Самаре не осталось самого вокзала – кабаки, офисы, что-то ещё в том здании, где когда-то был собственно вокзал». Новости на Блoкнoт-Самара
СамараВолгаречной вокзалтранспортДмитрий Азаровнавигация
0
0