Самара Пятница, 19 апреля

Пиво. Золото. Легенды: 100 лет назад в Самаре приступили к поиску клада фон Вакано

100 лет назад 17 января 1923 года в Жигулевский пивоваренный завод вдохнули вторую жизнь. И закрутили интригу: Лотар фон Вакано, сын легендарного Альфреда фон Вакано, основателя пивзавода, подарившего миру несколько десятков сортов пива, попросил советскую власть передать ему в аренду отцовский завод. Тот был заброшен, в цехах солдаты сделали конюшни, а в господском доме и квартирах рабочих анархисты соорудили туалет. Однако наследник Вакано был неумолим: хочу возродить отцовское предприятие и поить советских людей пивом. За похвальным желанием австрийского бизнесмена, возможно, скрывалось второе дно. Накануне революции обвиненный в шпионаже отец Лотара якобы спрятал на территории завода солидный по весу клад из золотых червонцев и уникальных драгоценных камней. Их-то видимо и надеялся найти наследник. Но.. ему этого так и не удалось. «Блокнот-Самара» подскажет, где нужно копать. Да-да, червонцы и камешки до сих пор не найдены.


Фото:рinterest

История самарского ОАО «Жигулевское пиво», сейчас им владеет бизнесмен Юрий Сапрунов, до сих пор полна тайн и легенд. Пивоваренный завод был создан в конце 19 века австрийцем Альфредом фон Вакано. После первой мировой войны, революции 1917 года и гражданской войны пришел в запустение. Восстановлен в 1923-1925 году. 

Альфред фон Вакано. Вложил в Самару душу, оболган и изгнан. Фото:samcult.ru

Австриец с грустными глазами, как иногда называли фон Вакано по-крупному вложился в предприятие и инженерные коммуникации, а также, как гласит легенда зачем-то прорыл подземный ход в Иверский женский монастырь, расположенный через дорогу от пивзавода. 

Пивоваренный завод не сильно то и изменился за время существования. Фото:samcult.ru

Старик Вакано любил строить, был выдающимся инженером и искренне считал, что русские люди должны жить в хороших условиях, а не в свинарнике. Поэтому Вакано ставил в Самаре газовые фонари, освещавшие улицы. Позже построил электростанцию и дал жителям свет. Запустил паровое отопление в цехах пивзавода и квартирах рабочих. Для них он также строил дома. Открывал в городе скверы и реконструировал улицы. В общем, как сказали бы сейчас, занимался благоустройством города. 

Семья Вакано много сделала для Самары. Фото:samcult.ru

Хороший инженер оказался и отличным бизнесменом. Он сколотил приличное состояние. В нынешних ценах примерно 1 млрд, и не в рублях. А поскольку в то время не знали, что такое оффшоры, на них покупали драгоценные камни, меняли бумажные рубли на самый нерушимый эквивалент богатства - золотые червонцы и слитки. Вакано не стал исключением. Незадолго до Первой мировой войны, он (как чувствовал) перевёл часть своего состояния в материальные активы. золото и камни. Самое интересное, что в Самаре все об этом знали. Однако Альфреда фон Вакано местные душегубы уважали настолько сильно, что ограбить рука не поднималась.

Всё изменилось с началом гражданской войны и революции. Лозунг – «грабь награбленное» очень быстро сократили до привычного «грабь». В 1915 году Альфреда фон Вакано и его сына Вольдемара обвинили в шпионаже в пользу немецкой и австро-венгерской разведок. Завод забрали в казну, а бизнесмена с семьей выгнали из Самары.

Тюремные фото Владимира фон Вакано, 1915 год. Изображение: Альбом лиц зарегистрированных жандармской, сыскной и общей полицией по подозрению в шпионстве. Фото: lenta.ru

Позже, когда к власти пришли большевики во главе с Владимиром Лениным, история повторилась. Завод опять отобрали и загадили, а семья фон Вакано бежала из России, бросив всё. В Самаре на территории завода вместо пива складировали лошадиный навоз, а в красивых интерьерах хозяйского дома и квартир рабочие - анархисты, бандиты и бродяги справляли нужду. Жигулевское пиво попросту «убили».

 Дети Альфреда фон Вакано - Лев, Эрих, Владимир, Лотар, Ольга, Герберт. Фото:dzen.ru

Ситуация резко изменилась в 1923-м году, когда в советскую Самару неожиданно вернулся сын Альфреда фон Вакано, Лотар. Оценив удручающее состояние пивоваренного завода, Лотар предложил советскому правительству восстановить производство (по другой версии советы сами к нему обратились за помощью) и приступить к выпуску продукции.

Лотар фон Вакано вдохнул жизнь в уничтоженный большевиками пивоваренный завод. За это ему сохранили жизнь. Фото:drugoigorod.ru

На всё про всё ему нужен был год с небольшим. Время тогда было интересное: от крайностей революции с массовыми расстрелами буржуев и прочей контрреволюции на время отказались. Дали свободу предприимчивым людям. Одним словом, Новая экономическая политика (НЭП) в действии.

НЭПман в стране Советов - слово ругательное. Фото:polithistory.ru

Однако в Самаре появление Лотара фон Вакано встретили настороженно. «Он приехал искать отцовское золото и камушки», - судачили в городе. Всё время, пока сын создателя пивзавода бродил по цехам, копался в кучах мусора, некогда бывшего оборудованием, за ним пристально следили. Глаз было много: любопытные мальчишки и обыватели, представители криминального мира, бывшие солдаты и конечно же сотрудники только созданного НКВД. Никто не верил, что Лотар фон Вакано, буржуй, капиталист и классовый враг вернулся чтобы восстановить завод. Все ждали когда сын Вакано найдет отцовский клад.

Сотрудники НКВД не оставляли без внимания австрийского пивовара. Фото:yablor.ru

Отчасти бизнесмен и сам подогревал слухи, нанимая рабочих копать землю в самых неожиданных местах завода или вскрывать полы, ломать стены. В честность намерений семьи фон Вакано не верили и до революции, а уж тем более после победы пролетариата. «Буржуй ищет золотые червонцы и драгоценные камни!», - таков был вердикт обывателей.

Особо упрямые сами копали землю в окрестностях завода и Иверского монастыря (его изгадили и храм взорвали), а самые отчаянные и смелые спускались под землю в канализацию, водовод и тоннели, где простукивали кирпичную кладку в поисках сундуков с червонцами и драгоценными камнями. Для хранения клада самое верное место.

Иверский женский монастырь большевики уничтожали с особым рвением. Фото:key-ms.ru

Впрочем, ситуация в стране менялась. НЭП стали сворачивать, а бизнесменов сажать. В 1929-м году Лотару фон Вакано указали за порог: «скажи спасибо, что живой, уезжай». Пытливых исследователей подземелий на выходе встречали люди в форме, а в кого-то даже и стреляли.

Старший сын Альфреда фон Вакано Владимир, которого собственно и обвинили в 1915-м году в шпионаже, уехал жить и работать в Казахстан. Впрочем, сотрудники НКВД нашли его быстро, и Вольдемар был убит в тюрьме. Сам основатель Жигулевского пивоваренного завода больше в России не был и тихо скончался в 1929-м году за границей. А легендарная история с кладом фон Вакано пережила основателей завода.

Завод со временем модернизировался, перестраивался, а рабочие и сотрудники с трепетом ждали: вот обвалится стена или пол рухнет, а там золото и покрытые пылью драгоценные камни! Но.. пока мечты остаются только мечтами. Золотые червонцы и бриллианты ждут своего часа.

Фото: ВК паблик "Жигулевское пиво"

Новости на Блoкнoт-Самара
самаражигулевское пивоИверский монастырькладистория
0
0